250x-karpov.1b0

Стоит ли в России становиться предпринимателем

09.10.2015. Я предприниматель. Как только получил диплом кораблестроителя в 1992 году, сразу ушел в частный бизнес, так как перспектив карьеры на оборонном предприятии тогда не было.

250x-karpov.1b0

Владимир Карпов, депутат Архангельской городской Думы, член архангельского отделения «Деловой России»

Поначалу мы с товарищами разработали и сделали пробную партию лесопильных станков, по наивности не подумав, что, прежде чем что-то производить, надо наладить сбыт. И нам пришлось переключиться на товары народного потребления.

Время было лихое, делать бизнес можно было на чём угодно, спрос многократно превышал предложение. Лес, металлы, бытовая техника, продукты. 99% такого бизнеса сводилось к передаче информации о продаже товара со своим интересом. Гарантией надежности служили бесконечные копии прайсов и тому подобные филькины грамоты типа «Разрешения на продажу красной ртути», подписанного Ельциным.

Такая игра была не по мне, и мы с компаньоном учредили фирму. Поначалу занимались поставкой товара в архангельские торговые точки. Каждый понедельник садились в камаз, ехали в Москву, где за одну ходку заезжали на пять-шесть складов, затаривались тем, что точно будет продано за неделю. Затем снова в столицу. Чай, сахар, соль для продовольственных магазинов. Подгузники, сигареты, жевательная резинка для ларьков. Одноразовые шприцы и презервативы для аптек. Немецкие обои, индийские костюмы, чехословацкие унитазы для магазинов промтоваров. Так постепенно мы доросли до своего первого арендованного магазина. Это был отдел строительных материалов, расположенный (ну, не курьез ли?) в магазине «Ткани» в Архангельске.

ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Подход к бизнесу у всех предпринимателей разный, и руководствуются они при принятии решений своим пониманием, что честно, что справедливо, как правильно. Так, некоторые предприниматели принципиально не берут кредиты в банках, полагаясь исключительно на себя. Другие, наоборот, не вкладывают ни рубля, а весь бизнес строят на деньгах клиентов. Кто-то не держится за персонал, платит работникам копейки. А кто-то своим сотрудникам дарит машины и квартиры. Есть такие, которые никогда не покупают ничего у знакомых предпринимателей, а другие покупают, но только с большими скидками.

У меня с компаньоном была договоренность тратить все, что зарабатываем. Мы осознавали, что можем потерять бизнес в любой момент, потому что у нас не было административного ресурса, чтобы его защищать. Мы не верили государству, так как получали от него не помощь, а только придирки. К примеру, при первой налоговой проверке нас наказали за то, что бухгалтер не выделял НДС в авиабилетах, а через год наказали за то, что начал выделять.

Есть отдельная каста предпринимателей, достигших наибольшего успеха, которые сумели «присосаться» к бюджету, получать заказы, выигрывать тендеры и т.п. Скорее всего, их можно назвать «лжепредпринимателями», т.к. они заняты больше политикой, чем собственно предпринимательством.

В кризис 1997 года предприниматели вели себя тоже по-разному. Мы с маниакальной настойчивостью переоценивали товар и переписывали ценники чуть ли не каждый день. А кто-то прекращал торговлю и «сидел» на товаре. Из-за того, что своего капитала в обороте у нас было немного, то и потерять мы могли, как говорится, только свои цепи. Поэтому кризис мы пережили без больших финансовых потерь.

НЕ КАК ДЕЛАТЬ БИЗНЕС, А ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ БИЗНЕС

Я всегда был одержим развитием бизнеса. Прибыль – в развитие, займы – в развитие. Чтобы получать больше кредитов в банке, я первый свой кредит взял под 100% долларовое обеспечение. Не так давно были времена, когда я брал заём на месяц под 240% годовых. Отдавал – и снова брал, и снова в развитие.

Сейчас новый кризис. Нас пугают инфляцией, но остерегаться надо другого. В предыдущий кризис покупатель, боясь роста цен, сметал с полок всё. Торговый оборот не сокращался, а рос. И потери на курсе у предпринимателя компенсировались увеличением скорости оборота капитала. В кризис 2008 года предприниматель был вынужден сдерживать рост цен за счет собственной маржи. В результате выручка сохранялась на уровне 2007 года, а в штуках товара продавалось больше. В итоге кризис предприниматели пережили без особых банкротств.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, БАНКИ И ГОСУДАРСТВО

Одержимый идеей постоянного развития бизнеса, я всегда брал кредитов столько, сколько давали банки. В такой позиции помимо финансовых, есть и другие, косвенные преимущества.

Так, прежде чем дать мне кредит, банк всегда оценивает бизнес-план проекта, что уменьшает вероятность ошибок. Дав кредит, банк ведёт мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это избавляло меня от необходимости держать в штате финансиста. К тому же периодический аудит позволяет находить и пресекать злоупотребления персонала, уменьшать банальное воровство, что, к сожалению, не редкость.

Сейчас ситуация поменялась. Во-первых, сильно снизился профессионализм персонала банков: Москва высасывает толковых ребят из регионов. Во-вторых, за последний год все финансовые показатели снизились так, что по банковским методикам нужно не просто не давать новые кредиты, но и отзывать все выданные.

Эта ситуация вызвана в большей степени действиями самих банков. Для повышения эффективности предприниматель сократил все затраты: фонд оплаты труда, маркетинг, арендные платежи и прочие. А вот банки по всем уже действующим кредитам подняли ставки с 13% до 19%, в том числе и для предприятий малого бизнеса.

Таким образом, на фоне стагнации бизнеса затраты на обслуживание кредитов у предпринимателей выросли в полтора раза! В то же время заявки банками рассматриваются бесконечно долго, никто из сотрудников банка не берет на себя инициативу и ответственность – всеми силами делают хорошую мину при плохой игре.

Вот уже 25 лет мы с разных трибун говорим о необходимости развития малого предпринимательства в России, принимаем резолюции, постановления, законы по этой теме, а предпринимательство это как было малым, так численно малым и остаётся. Чтобы сделать господдержку предпринимательства эффективной, надо поменять подход, концепцию мер господдержки. Основой здесь должна стать не идея поддержки малого бизнеса как предприятия с определённой численностью или оборотом, а понимание сути предпринимателя, строящего свой бизнес постепенно, качественно меняясь на каждом этапе. Необходим набор качественных показателей, характеризующих предпринимателя, который в развитии своего бизнеса проходит три «предпринимательских возраста», требующих трёх разных видов поддержки.

На первой стадии, когда предприниматель одновременно исполняет и управленческие и производственные функции, ему вредно давать деньги, его надо учить основам управления. Именно на этой стадии происходит «расслоение» предпринимателей – тех, кто имеет природные способности (1-2% от общего числа трудоспособного населения), и тех, кто только считает себя предпринимателем, но никогда им не станет.

На второй стадии его надо опять учить, но уже более подробно и основательно. Работе с персоналом, вопросам юридического сопровождения бизнеса, вопросам экономики, маркетинга и логистики, и т.д. Никаких кредитов ему также давать нельзя, но уже можно давать льготы.

На третьей стадии, когда предприниматель уже имеет систему управления своим, его опять надо учить, но уже управлению управлением. На этой стадии ему уже можно давать льготные кредиты, государственные гарантии и бюджетное финансирование.

КРИЗИС 2014-…

В 2012 году для того, чтобы охватить весь цикл от производства до продажи, получить полную маржу и повысить рентабельность собственных магазинов, мы задумались над производством одежды под собственной маркой. Наняли дизайнеров, конструкторов, менеджеров. Установили контакт с десятком фабрик в Китае, Молдовии, Шри-Ланке, Израиле. Нашли почти 60 фирм, готовых покупать у нас одежду оптом.

Первая партия товара под собственной торговой маркой поступила в наши магазины в сентябре 2013 года. Так как мы на рынке работаем больше 20 лет, то смогли угадать предпочтения покупателей, и наш товар в рознице стал продаваться сразу очень хорошо.

Однако с мая 2014 года началось снижение покупательского трафика в магазинах, а в сентябре трафик просто рухнул до половины от уровня 2013 года. В дальнейшем продажи стало лихорадить, трафик скакал, и в среднем по сезону за 6 месяцев к марту 2015 года падение составило 30%.

Но люди не просто стали меньше ходить по магазинам – они не желали покупать товар по новым ценам. Несмотря на рост курса доллара, средняя цена единицы купленного товара в наших магазинах не повышалась и осталась на уровне прошлого докризисного года. Это объясняется тем, что люди стали покупать больше дешевого товара, а если того же, то только со скидками. В итоге за осень-зиму 2014-2015 доля реализации коллекции составила 45%. Начался процесс роста товарных запасов, т.к. производство одномоментно не остановишь. Проблемы начались у всех наших партнеров, в результате возникли неплатежи за взятый товар.

Мы инвестировали в проект 90 млн руб., большей частью кредитные средства. Банки же в уведомительном порядке подняли ставки по кредитам с 13% до 19%, т.е. в полтора раза, и это на фоне падения продаж! Поэтому мы приняли решение остановить производство до полного погашения кредитов.

И хотя мое понятие о развитии бизнеса с помощью кредитов рассыпалось в прах, я не оцениваю нынешнее положение как безнадежное. Мы сократили все затраты, у нас полно ликвидного товара, мы знаем своего покупателя и нам удается удерживать выручки на уровне прошлого года.

Кризис 2014 года оказался самым сильным за последнее время, и ситуация продолжает ухудшаться. Падает покупательная способность населения, и, что ещё хуже, отсутствует покупательское настроение, люди перестают ходить по магазинам, оборачиваемость капитала падает в стране в целом.

Мотор экономики останавливается. Предприниматели закрывают свой бизнес, прокатилась волна банкротств, конкуренция усилилась многократно.

Что хочется посоветовать предпринимателям? Тем, у кого нет собственных оборотных средств: курите трубку, ничего не предпринимайте до тех пор, пока не будет гарантированного спроса. Тем, у кого остался жирок: забудьте про журавлей в небе. Время, когда можно было инвестировать кредитные деньги, прошло. В новые проекты вступать можно, но только с другими источниками финансирования. В маленьких проектах можно рассчитывать только на себя. А для больших проектов надо объединяться в общества и забыть про свои предпринимательские амбиции. Надо научиться выступать в роли инвестора, а это очень непросто. Мы привыкли все делать по понятиям, а тут свой язык, терминология, законы, культура. Мы привыкли быть самыми главными, а тут все инвесторы равны. Всему этому надо учиться, набивать шишки, но делать придется, так как для нас это новая ступенька, за этой формой будущее. Выживают сильнейшие.

А государственной власти подсказываю: стране нужны школы будущих инвесторов!

 

Источник: http://www.deloros.ru/stoit-li-v-rossii-stanovitsya-predprinimatelem.html