Бродский_Малолетов

«Сашка — Прочти Бродского!» — Памяти  двух поэтов.

19.01.2016 Ступени  понимания.

Почему – то больше всего запомнились   эти  слова, моего  покойного  старшего  друга, Ричарда  Александровича  Красновского.  Они были  сказаны, в один  из первых  моих приездов к нему,  в красный   кирпичный дом, на Кирзаводе.  Причём  фраза прозвучала  в довольно жесткой форме.  Красновский  буквально  носом  тыкнул меня,  в небольшой  томик,  что  нашёл  себе место, среди других  изданий многих  неизвестных мне тогда  авторов, на полках  большего   книжного  стеллажа. Помню, что меня в тот момент мучило  жесточайшее похмелье и о каком  ещё  Бродском  могла идти речь(  В мозгах билась одна единственная мысль  — даст  Александрович   на  опохмелку, или   сунув  в руки мелочь на обратный  автобусный билет, выпроводит восвояси!   Но  речь, конечно сегодня не о том,  поганом  для меня во всех  смыслах, отрезке  жизни. Просто именно   тогда из    уст, Красновского,   впервые    услышал  эту известную уже всему миру  фамилию.  Чуть позже, мне стала известна  то ли  легенда, толи  действительно  реально произошедшая  встреча, двух  поэтов, в забытой  Богом  деревеньке Норенской, куда   одного  из них, будущего  лауреата Нобелевской премии, власть имущие, сослали  в ссылку,  обвинив     в тунеядстве.   Об  этом   было  написано  в воспоминаниях   о Красновском , другом  Ричарда  Александровича,  ныне покойным,  Александром Чесноковым.  Много   было    и разговоров   о  подписи,  сделанной Бродским,  под его  стихами –  « Пилигримы» , которые  он  якобы   подарил, при   встрече  Ричарду.   Да   собственно,   какая   разница  легенда   это, или    реальность.  Главное,   что  судьба  каждого этих   двух поэтов  по — своему    трагична.  Одному  не смотря  на его  строчку   стихов из  «Стансов»  — …( к равнодушной   Отчизне, прижимаясь  щекой..)   суждено  пусть  и знаменитым,   умереть   не в родном  Ленинграде,   другому, настоящее  признание  пришло   после смерти.   Это   вот коротко,  о  Красновском   и  Бродском.   А теперь  перейдём    к моему,  познанию  поэзия Бродского.  Время  безжалостно,  ушёл    из жизни  мой  Кирзаводской  друг, но когда,   бросив  пить, меня  затянуло   в литературное творчество, память высветила,  наш  тот  короткий   с Ричардом разговор   о  Бродском.   Был  взят  в библиотеке     его сборник,  пролистано  несколько страниц   и  томик Нобелевского  лауреата,  был    отнесён обратно.  Видимо не   готов был тогда мой  мозг  понять огромный  смысл, вложенный  в каждое стихотворение  Иосифа Александровича, а может,   просто   и лень  было  мне  тогда напрягать   извилины.

Но   видимо, не  зря  Красновский, именно  Бродского  заставлял  тогда меня прочесть,  видимо    чувствовал он, что именно   его стихи   нужны мне, чтобы многое   изменить   внутри   себя.   Но просто   для этого  нужно было время,  и  внутренняя  готовность.   И  вот    как – то  на мой очередной  день рождения, моя  новая   знакомая, пианистка    от Бога, человек,  живущий  музыкой, Танечка  Бобрецова,  подарила маленький  сборник   Бродского.  Повторив   при этом, но уже в отличии   от Ричарда,  чуть   ли не с   умоляющей интонацией его  же фразу  – Сашка  прочитай Бродского!      Не знаю,      что  заставила  всё   же открыть подаренный  сборник,  притом,  это была ночь,   и  взят    он  был   с целью  скорей заснуть.    Но   вот    открыв   страничку   и наткнувшись   на «Стансы»,  уснуть  уже  не смог.  Были  прочитаны на одном дыхании  те стихи  Бродского,  которые к этому времени  были понятны  и доступны:   « Черный  конь»,  «Письма  Римскому  другу»,  « Стена», « Речь о пролитом  молоке» и ставшее    самым  любимым  — «  Я  входил вместо  дикого  зверя   в клетку» ,   любимым за последние   строчки  - Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;    перешел на шепот. Теперь мне сорок.    Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.    Только с горем я чувствую солидарность.    Но пока мне рот не забили глиной,    из него раздаваться будет лишь благодарность.    Они  не могли  не затронуть    эти строчки, в которых  так сильно звучала  любовь   к жизни.  Можно долго ещё рассказывать о моих  ступеньках    на пути  познавания  поэзии  Бродского. Но  пришло время  коротко   рассказать, как  совсем недавно, знакомство   с творчеством  одного  из  указанных  выше поэтов и  реальная   дружба с другим, привели  меня на встречу в Питерский  музей современного искусства « Эрарта».

Встречи, которые  нужны.

 Коротко    о  самом музее,  с целью познакомить, тех читателей газеты, которым захочется его посетить, находясь   в Питере. Музей находиться на Васильевском острове, на  его 29 линии, дом два. Это большое пятиэтажное здание площадью более 8000 м.кв., полностью отданное    музею.  Если говорить   о назначении   данного музея то это: самый крупный негосударственный музей современного искусства в России. Основная миссия музея — собирать, выставлять и популяризировать наиболее оригинальные и мастерски выполненные произведения современных художников. Согласно этим задачам деятельность музея включает в себя выставочные проекты, периодическое издание музейного каталога, экскурсии и образовательные программы. Музей Эрарта ориентирован на самую широкую аудиторию и стремится дать зрителю возможность открыть для себя современное искусство и найти в нём то, что ему интересно и близко.

Но помимо, как основных  экспозиций,  так и постоянно меняющихся выставок, руководство  музея  устраивает  встречи, с  талантливыми  людьми  как  ныне  живущими, так  и  вечера памяти, посвященные  людям, внесшим    свой вклад  в культурную  жизнь России.  Вот  на одном таком вечере, посвященном  творчеству Бродского, и удалось  мне побывать.  Сразу  поразило то,  что  довольно большой  зал  был полон,  и что люди,   пришедшие   на встречу  были  почти все молоды.  Уже одно это говорило,  поэзия не смотря на дикие нравы современной жизни востребована,   и даже такой    высокой многим  недоступной  пробы. Отступая  немного  от основного описания вечера, скажу, что   во время технического перерыва,  сломался  мультимедиа, ко  мне   сидевшему   с сигаретой   на улице, подошли    трое молодых  рябят.  Но ладно  о коротком разговоре     все  же  позже.  Вернемся    к вечеру.   Её  проводил   режиссер  Роман Либеров, он снимает цикл фильмов о тех, кто сделал российскую литературу XX века великой: Олеша, Ильф и Петров, Довлатов, Бродский. У каждого из них яркая и трагическая судьба, однако, автор избегает пафоса. Он рассказывает, прежде всего, о человеке — через детали, фотографии, атмосферу. И  в этот день   он  предложил    посмотреть  снятый  им фильм о Бродском – « Разговоры   с Небожителем». Но прежде   чем начат его показ    он предложил   всем желающим    сказать  своё отношение   к поэзии  Мастера.  И   вот тут    моя Львиная    натура  не выдержала…   и мне  первому дали слово. Вышел держа в руках    сборник    моего   покойного  друга – Ричарда Александровича,  волнуясь,   понимая, что время ограничено, рассказал  притихшему залу, все то, что   вы   уважаемые читатели прочли выше. Как  ярко выраженному Льву  было, правда приятно     сбегать  на  перекур  под довольно  громкие аплодисменты.  Вот    почему    ребята, о которых  упомянул выше  видимо и подошли ко мне с вопросом -  Скажите,   а вы   сами  Бродского не видели,  вы так здорово о его стихах рассказывали!?   -  На что я им с грустью ответил  — Нет парни, я тогда просто пил —  Если   говорить о фильме,  то  главное  ценность  там звучит живой голос  Иосифа Александровича, на фоне  документальных  фото, и в унисон  ему, звучат   воспоминания  оставшихся в живых  друзей Бродского. То, что фильм про Иосифа Бродского был показан именно в музее современного искусства, лишний раз доказывает, что это имя не в прошлом, его творчество живо и актуально сейчас.