роскомнадзор

С законом лучше дружить

31.03.2017

Многие представители пишущей братии побывали в Управлении Роскомнадзора по Архангельской области и НАО по не очень веселому поводу – на составлении протоколов об административной ответственности.

Мы обратились к и.о. руководителя управления А.Н. Колодкину с просьбой провести небольшой «ликбез»: что нужно делать, чтобы не попасть под штрафные санкции? Александр Николаевич охотно откликнулся на нашу просьбу.

- Самое большое количество нарушений касается совершенно простых и очень немногочисленных требований законодательства о СМИ. Это выходные данные, уведомления об изменении некоторых сведений, устав редакции СМИ и обязательные экземпляры. Буду рад, если главные редакторы запомнят эти четыре основных требования. Им не придется нервничать «по мелочам». У нас же появится больше времени на поиск и пресечение более серьезных нарушений в сфере массовых коммуникаций.

-   Пожалуйста, поподробнее. Начнем, допустим, с выходных сведений.

- Хорошо. Открываем статью 27 Закона РФ «О средствах массовой информации». В первой части этой статьи размещен перечень необходимых выходных данных для периодических печатных изданий: наименование издания, учредитель, фамилия и инициалы главного редактора и так далее – всего девять пунктов. Сверяя объем данных, лучшего всего держать перед собой закон – чтобы ничего не пропустить. Последний абзац, то есть часть пятая этой статьи, требует также, чтобы зарегистрированное СМИ указывало зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

- Как будто все просто. На чем же «спотыкаются» наши коллеги?

- Чаще всего забывают что-то указать: адреса издателя и типографии, дату выхода издания в свет, время подписания в печать (установленное по графику и фактическое), цену, либо пометки «Свободная цена», «Бесплатно», знак информационной продукции (возрастное ограничение), кого-то из соучредителей СМИ…

Иногда публикуют не корректные сведения: старый регистрационный номер, неправильное наименование издания, регистрирующего органа или учредителя – эти сведения должны полностью соответствовать свидетельству о регистрации СМИ. Если была перерегистрация, следует руководствоваться последним свидетельством.

- А вот о сетевых изданиях в этой статье ничего не сказано.

- Да, но есть требования, касающиеся всех СМИ. Сетевым изданиям достаточно указать зарегистрировавший орган, регистрационный номер и знак возрастного ограничения. Предвосхищая ваш вопрос об информационных агентствах, сразу скажу, что на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим СМИ. При распространении их сообщений и материалов другим СМИ ссылка на информационное агентство обязательна.

- Не слишком ли много внимания уделяется выходным данным?

- Их основная цельидентификация конкретного СМИ потребителями информационных услуг. Аудитория не должна заблуждаться на предмет того, кто преподносит ей те или иные сведения.

- Что следует взять на заметку телерадиовещателям?

- Их напрямую касается вторая часть  вышеупомянутой статьи 27 закона. Вещание сопровождается объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования СМИ. Наименование также указывается при каждом выходе СМИ в эфир вместе с сообщением о возрастном ограничении. Кроме того, из выходных данных слушатели и зрители должны узнать зарегистрировавший СМИ орган и его регистрационный номер.

- А если некий телеканал (радиоканал) содержит в своем составе зарегистрированную в качестве СМИ телепрограмму (радиопрограмму) – как в матрешке. Тогда что?

- Маленькие «матрешки» тоже должны объявлять свои выходные данные в соответствии с установленными требованиями.

- Как-то видел по телевизору возрастной знак – ну, очень маленький по размеру. И исчез он довольно быстро…

- Формальный подход к знаку информационной продукции тоже наказуем. Его графическое изображение, во-первых, по размеру должно быть не меньше логотипа телеканала, а во-вторых, он должен «висеть» не менее восьми секунд. Важно еще, чтобы знак не был поставлен, как говорится, наобум. Возрастная градация, формулировки сообщений об ограничении распространения информационной продукции среди детей четко регламентированы. В ходе постоянного мониторинга мы отслеживаем в том числе и эти параметры.

- Так, по выходным данным мы вкратце пробежались. Теперь поговорим об уведомлениях. О чем следует непременно сообщать в вашу организацию?

- Об изменении адреса редакции, доменного имени сайта (для сетевого издания), периодичности выпуска и максимального объема СМИ.

Эта обязанность предусмотрена частью 4 статьи 11 Закона о СМИ. Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня произошедших изменений. Если СМИ регистрировалось у нас, уведомление направляется нам. Если в Москве — в центральный аппарат Роскомнадзора.

- А вот такой нюанс: редакция переехала с одного этажа на другой или в другую комнату. Об этом надо сообщать вам?

-  Если в свидетельстве о регистрации СМИ этаж или комната были указаны, то формально изменение произошло. Да, сообщить о нем необходимо.

- Что включает в себя максимальный объем?

- У периодических печатных изданий — количество полос, формат и тираж. Все это учредителем обозначается в заявлении на регистрацию СМИ. У сетевых изданий максимальный объем указывается в соответствующих единицах измерения информации (например, в байтах). Объемом меньше, чем заявленный максимальный, выходить можно без уведомления.

- Выходные данные опубликовали, уведомление отправили. Теперь поговорим об Уставе. На чем здесь можно поскользнуться?

- Не буду приводить дословно статью 20 Закона о СМИ, устанавливающую требования к Уставу редакции СМИ либо заменяющему его договору. Желающие прочтут ее самостоятельно. О чем следует помнить прежде всего? Во-первых, если устав редакции не принят и не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет данного СМИ, то свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным. Во-вторых, копия устава редакции направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода СМИ в свет. И в-третьих, в содержании Устава должно быть прописано все, что определено во второй части двадцатой статьи. Чаще всего забывают об основаниях и порядке прекращения и приостановления деятельности СМИ, передаче и сохранении права на наименование, иных юридических последствиях смены учредителя, изменении состава соучредителей и т.д.

Кстати, шаблон устава и многих других документов можно найти на официальном сайте Роскомнадзора по адресу https://rkn.gov.ru/mass-communications/smi-registation/#10

- Обязательные экземпляры. Кому они и чем они обязаны?

- Вышел в свет очередной выпуск  периодического печатного издания – его необходимо направить получателям обязательных экземпляров: в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), ИТАР-ТАСС, местные библиотеки. В какие сроки? В день выхода первой партии тиража – так указано в статье семь Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». Из этой же статьи можно узнать, какое количество экземпляров печатного издания следует отправлять.

Кроме того, надо помнить о норме, вступившей в силу с января 2017 года. В течение семи дней со дня выхода в свет первой партии тиража печатного издания его обязательный экземпляр в электронной форме надо направить  в ИТАР-ТАСС и в Российскую государственную библиотеку. Форма должна быть заверена квалифицированной электронной подписью производителя документа.

В сети «Интернет» по адресам https://online.bookchamber.ru/book/ru/ и https://oek.rsl.ru созданы учетные системы, в которых производители документов могут самостоятельно разместить обязательный экземпляр печатного издания в электронной форме. Эти системы временно работают в тестовом режиме до момента утверждения порядка доставки, хранения, учета обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме, мер защиты и требований к формату доставляемого файла.

Вещатели обязательные экземпляры своей продукции направляют в ВГТРК. Срок — не позднее чем через месяц со дня выхода материалов в эфир.

- А нельзя ли как-то по-тихому отсидеться?

- Не удастся. Мы ежемесячно, а иногда и чаще, делаем запросы в Роспечать, ИТАР-ТАСС, ВГТРК и местные библиотеки. Если СМИ не поступает в эти организации, то значит редакцией СМИ или вещателем не исполняются требования закона. В ходе контрольно-надзорного мероприятия нарушение фиксируется, нарушителю направляется уведомление о времени и месте составления протокола об административной ответственности.

- В общем, с законом лучше дружить. Надо полагать, после этого интервью количество протоколов уменьшится.

- Хотелось бы надеяться на это. Но подчеркну, что в нашем разговоре мы затронули только самые, так сказать, «популярные» нарушения. Узнать о других требованиях законодательства о СМИ можно, ознакомившись с рекомендациями, размещенными на главной странице сайта нашего Управления: https://29.rkn.gov.ru/