Сергей в лагере “Жемчужина Севера”

Пять лет по лагерям: мифы о вожатстве

Сергей Рябев уже шестой год работает вожатым в детских лагерях Архангельской области и Анапы. За это время он приобрел огромный опыт и не потерял желание работать с детьми. Сергей развенчивает мифы о вожатстве, в которые сам когда-то верил.

Миф 1. Самое главное для вожатого — играть с детьми.

Не нужно глупых загонов с играми! И вообще всех этих формальностей. Главное для вожатого — база: как поставить себя в коллективе, как относиться к ЛЮБЫМ детям, будь то хулиган или лидер, как решать локальные конфликты, не вынося их за пределы отрядной, и, самое главное, как зажечь интерес в детях! Конечно, необходимы игры, беседы и тренинги. Но общение важнее. Притом не только с детьми, но и с коллегами и руководством. Любые проблемы в педагогическом коллективе отражаются на детях.

Миф 2. Вожатому необходимо пройти Школу вожатых

Есть некоторые лагеря, где требуется это свидетельство, это правда. Но почти всегда можно договориться, особенно если ты сам ездил ребенком в этот лагерь: ты знаешь порядки, территорию и большинство педагогического состава.

Если честно, в школе вожатых не так много полезного. Пятьдесят процентов времени занимает разбор механизма проведения игр. Совсем немного времени остается для развития педагогических навыков.Вожатого невозможно вот так просто обучить. Будь ты хоть двести раз отличным теоретиком, на деле все будет по-другому! Теория важна, но главное, все же, практика.

Миф 3. Вожатый не может рассказывать детям личную информацию о себе

Есть тонкая грань между тем, что стоит обсуждать с детьми и тем, что лучше не упоминать. Не советуют называть возраст и говорить о личной жизни. Но я так не думаю. Я говорю со своими детьми, привожу примеры из своего опыта. Прошлым летом Сава очень стеснялся пригласить девушку на медленный танец на дискотеке. И я рассказал про свой первый медленный танец. Рассказал, как волновался, робел, и какой итог получил. И он танцевал, думаю, во многом благодаря нашей беседе.

Миф 4. Вожатые всегда дружат между собой.

В педколлективе очень много конфликтов обычно. Лагерь — это не отдых для вожатых и воспитателей. Мы много работаем и мало спим. А еще проблемы часто наваливаются со всех сторон. Конечно, люди иногда срываются и ругаются. Каждый из нас очень яростно отстаивает интересы своего отряда, отсюда тоже много конфликтов возникает.

Есть еще одна причина… Я думаю, вожатым может стать далеко не каждый. Ты должен быть готов посвятить всего себя детям. Если ты преследуешь какие-то личные цели: хочешь самоутвердиться или как-то почесать свое эго, то эта работа не для тебя. К сожалению, в лагеря приезжают не только хорошие вожатые. И вот эта глупая конкуренция часто все портит. Не нужно пытаться сделать лучше, чем другие, нужно стараться сделать так, чтобы твои дети были довольны.

Миф 5. Конфликты с родителями очень сложно решить мирно

На самом деле, у меня фактически не было проблем с родителями. Чем увереннее ты держишься, тем больше к тебе доверия. Не нужно робеть. Ты едешь делать лето их детям. Иногда возникают вопросы касаемо возраста. Не всех родителей устраивает то, что вожатый старше детей всего на 5 лет. Бывает разница даже меньше! Родители всегда будут этому удивляться, на первых порах с этим ничего не поделаешь.

Был один случай. Но он скорее подтверждает то, что родители у нас адекватные и понимающие. Линейка, звучит гимн России, парнишка в одном из первых рядов нагло болтает с другом и отвлекает всех вокруг. Подхожу к нему и делаю замечание. Он смотрит на меня и без смущения говорит: “Закрой свой рот”. Меня это, мягко говоря, разозлило, но я решил не вступать в открытый конфликт и просто прикрыл ему рот рукой.

На следующий день приходит его отец с претензией: мол, какого черта вы поднимаете руку на моего сына. Объяснил ситуацию, поговорили, уладили вопрос. Не нужно бояться родителей, они просто защищают своих детей.

Миф 6. Вожатому также как и детям тяжело общаться с отрядом

И это правда. Когда отпускаешь отряд, пусто в душе, потому что знаешь — никогда тот же самый отряд не соберется снова. Тоска гложет — за смену дети становятся родными. И гордость — видишь и слышишь, как они тянутся друг к другу и договариваются о встрече.

Настя Вальц

Лагенрь 1

Когда день прошел классно, дети стараются порадовать отряд и вожатого приятными мелочами. Такой сонник можно увидеть в столовой “Ласкового Берега”

День индейца в лагере “Жемчужина Севера”

День индейца в лагере “Жемчужина Севера”

В лагере

В лагере

Сергей в лагере “Жемчужина Севера”

Сергей в лагере “Жемчужина Севера”

2 (3)

В конце каждой смены Сергей проводит свечку-паутинку. Дети передают клубок ниток от человека к человеку, говоря теплые слова. В конце свечки дети понимают, что связаны друг с другом в прямом и переносном смысле. Вожатый разрезает нитку — отпускает детей. Но на память каждому остается цветной браслетик на руке