???????????????????????????????

Цензуры в России нет. А у нас — есть

Восемь лет плесецкая студия журналистики была моим домом.  Но и в стенах журфака сердце требует встречи с первым учителем. Светлана Потехина – педагог дополнительного образования в РЦДО Плесецка (Архангельская область). Это — очерковое интервью с человеком, на котором держится районная детско-юношеская пресса.

Путь из филологов в журналисты

???????????????????????????????

– Я говорила, что журналистика – это постольку поскольку.  Прежде всего, я – педагог, – улыбается Светлана Михайловна. – Судьба сложилась так, что я занялась журналистикой. Ты знаешь, жили мы в селе Церковное. Я работала учителем русского языка и литературы. Потом школу закрыли, пришлось переехать и искать работу. Перебрались в Плесецк. Шёл 2005. В плесецкой школе рабочих мест не было. Или сказали, что не было, – Светлана Михайловна смеется, пожимая плечами. –  Пришлось искать другой вариант. Так я вышла на Лилию Ефимовну, директора районного центра дополнительного образования. Она сказала, есть идея открыть студию журналистики. Будете заниматься? Идите. Вот и пошла. Был ни у меня другой путь?

Так журналистика выбрала меня. Раз это случилось, пришлось ей заняться. В работе образование филолога только помогает. Тексты тщательно проверяю. Орфографических и пунктуационных ошибок в нашей газете нет. Если только опечатки по недосмотру. Остальные знания в журналистике приобретала постепенно. Ездила на курсы. Основы фотошопа я получила у Николая Гернета. Правда, были плохие условия проведения курсов. Всего один компьютер, через который нам выводили примеры на экран. Запоминала всё визуально без практики. Верстке учил Алексей Иванович Малютин. Он проводил семинары для руководителей детских пресс-центров области. Основу дали, но вся практика была самостоятельной на голом энтузиазме.

Сотрудничала с районной газетой «Курьер Прионежья». В 2011 каждый месяц писала о событиях Плесецка. Потом резко перестала писать, – смеется Светлана Михайловна. – Времени нет. В последний раз присылала им материал в 2015 про своего отца. Он был в немецком плену и делал дневниковые записи. В семье сохранились его наградные документы, записные книжки. Долго я собиралась их расшифровать, пока меня сестра не взяла за горло: садись и пиши. Приходилось каждый божий день себя заставлять этим заниматься. Вот так и написала.

Путь из «Нового поколения» в «Центр»

???????????????????????????????

На стенде – грамоты лучших учеников студии, выпускающих «Центр», свежие выпуски газеты «Центра». Вот оно – настоящее. Огромная полка. На ней фотографии выпускников «Нового поколения», старые номера «Нового поколения». «Новое поколение» спрятано в больших папках, стало историей района, историей Плесецка, историей РЦДО.

– С 2005 мы стали издавать районную детско-юношескую газету «Новое поколение». Помню, вы пришли, вам жутко не нравилось это название! – женщина улыбается, вспоминая своих выпускников. – Но теперь газета закрылась. Почему? Да всё потому, что те, кто её делал, закончили школу. Они выросли вместе с газетой. У нас был курс, он прошел и выпустился. К тому же «Новое поколение» требовало финансирования. Один год печатались за счет родителей. Потом нам помогало РЦДО, а какое-то время был спонсор, он помогал тиражировать выпуски. Кстати, одна из проблем – забрать газету из типографии и собрать ее. Мы собирали газету сами.  Руки черные, помнишь, от свинца?

А аналог «Нового поколения»… Придет молодой сюда работать и поднимет массы, – смеется Светлана Михайловна. – Начинать новую районную газету я не собираюсь, нам бы «Центр» довести до ума. Ребята, которые занимаются сейчас, растут вместе с «Центром», как вы когда-то. Уже отошли от банального «я ездила тогда-то туда-то, было здорово, мне понравилось!»  Порой, открываешь очередную заметку и сталкиваешь с этой банальщиной. Где информация? Мы можем никогда не узнать, что происходило в поездке, кроме эмоции «было здорово!» После соединения РЦДО и школы я помогаю с выпуском школьной газеты «Городок». У «Городка» появился куратор, который решает, что пустить в печать, что под нож. Цензуры в России нет, у нас – есть!

Нам не хватает в работе технического оснащения. В 2005 у нас даже компьютера своего не было. Мы ходили в методический кабинет и верстали на единственном доступном нам компьютере. Потом начали появляться у нас первые компьютеры. Один до сих пор работает, – Светлана Михайловна показывает на большой старенький монитор. – Сейчас у нас есть новые ноутбуки: что-то нам по наследству досталось, что-то подарили. Мы давно мечтаем о хорошем фотоаппарате. Также хотим сделать объединенную сеть для обмена файлами. Сейчас мы перешли на верстку в InDesing. PageMaker уходит в историю. Когда-то у меня была идея создать телестудию, но от неё пришлось отказаться. Времени, денег и энтузиазма не хватает. Соглашусь, ребят больше заинтересовала бы тележурналистика, но сейчас нет условий и материальной базы.

Путь из учеников в студенты

Первоклассники влетают в кабинет. Кто на ходу скидывает портфель, кто интересуется, чем предстоит сегодня заниматься. Светлана Михайловна достает ватман, карандаши и фломастеры. Самые маленькие журналисты создают стенгазету. Но и здесь все серьезно. Название, рубрики, заголовки, авторские подписи. Полная организация работы. Одни рисуют, другие раскрашивают, третьи пишут, кто-то осваивает Paint. У Светланы Михайловны есть подход к каждому, в основе которого лежит общение как с взрослыми.

– Хочу рассказать тебе случай. В начале учебного года, звонит в методическом кабинете телефон, меня вызывают, беру трубку. Не могу понять, кто со мной беседует. А говорят мне, примерно, следующее:

Маша Попова! Это что? Ваша ученица?!

 Отвечаю, моя.

Она что? На журналиста учится?

Да, учится.

– Она нам материал прислала, я его прочитала.

Всё пытаюсь узнать имя собеседника. Наконец-то вклиниваюсь в паузу. Маргарита Булгакова, редактор «Плесецких новостей». Я не понимаю, какой материал ей прислала Маша?

– Вы его не читали?

Конечно, нет! Она прислала его в вашу редакцию. И я узнала, что Маша беседовала с Кончаловским, режиссером фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Она решила, что материал будет интересен «Плесецким новостям». Мне Маргарита Александровна говорит, фильм не новый, это никому не интересно. Но причем тут я? И начала она мне говорить, что печатать текст не будут, маленькая площадь, много рекламы. Я сказала, что Маше всё передам. Нет бы, разговор этим ограничился. Так она начала меня прорабатывать дальше.

Зачем вы направила её учиться на журналиста? А ещё кто-то учиться на журфаке?

Имела я неосторожность сказать «да». И началось… Это же малоденежная профессия, в ней ничего не достичь. Журналистов много, изданий крупных мало, попасть туда трудно. Я шесть лет одну юбку ношу… В общем, мне была прочитана лекция о том, что я занимаюсь плохой деятельностью, настраивая ребят на неправильный путь. Мне было плохо после этого разговора. Вот мнение о журналистике районного журналиста.

На самом деле я никогда не агитировала никого. «Идите на журфак!» – Светлана Михайловна разводит руками. – Даже ограничиваю и предупреждаю, поступить непросто, это не самая лучшая профессия. Но есть те, кто хотел бы стать журналистом. А чем, по сути, плоха профессия? Если успешно сложится судьба, то человек может многого добиться. Не думаю, что профессия журналиста исчезнет. Ведь кто-то должен информировать людей. Скорее всего, журналистика начнет оперировать другими материалами, другими формами подачи. Интернет-журналистика, может, вытеснит газетные формы. Журналисты будут переквалифицироваться. В профессии перспективы есть у всех. Всё есть, всё можно. Можно поднимать разные темы. Сейчас, я бы сказала, наоборот, существует узкотемье. Мало тем освещается в прессе. Надо шире брать.

У меня много выпускников, которые учатся на журфаках. Регулярно списываюсь с ребятами, узнаю, как у них дела. Многие приходят на студию во время каникул, интересуются нашей жизнью, помогают советами. Думаю, мы и дальше будем активно поддерживать связь. «Учитель, воспитай ученика так, чтобы было, у кого учиться». Неоспоримая жизненная истина. Ученики достигают большего, владеют большей информацией. Сейчас мои выпускники могут меня многому научить. И мне есть, чему ещё учиться в журналистике. Многих тонкостей я не знаю. Интернет-журналистику бы освоить, чтобы в будущем наш «Центр» перевести в сеть.

Путь из района в область

Рабочий день есть рабочий день. В любую минуту придется решать серьезные проблемы. Сейчас в районе прошел журналистский конкурс. Светлана Михайловна – главная его палочка-выручалочка. Работы собрать, проверить, отправить на оценивание жюри, составить итоговую таблицу результатов. И все сама. Но теперь проблема другая…

Ты же видишь, элементарно не на чем напечатать грамоты! – восклицает Светлана Михайловна, думающая над решением возникшей проблемы. – Всё дойдет до того, что я сама схожу и куплю эту фотобумагу. Пока что держусь и пытаюсь этого не делать, но во что это выльется?

Средств в районе ни на какие конкурсы не хватает. Сейчас по журналистике проходит только один конкурс для начинающих журналистов «МедиаБум». Да и то участников в нём все меньше. Раньше он назывался «Школьный формат». Когда-то был второй конкурс «Прорыв», но потом он себя изжил, на два конкурса наших журналистов не хватает. Мало в детско-юношеских изданиях ребят. Заниматься этим делом трудно, многим надоедает, бросают. Вспомни себя, – улыбается Светлана Михайловна, вспоминая, когда готовила своих выпускников к конкурсам. – Сейчас у нас остался только «МедиаБум». Он проходит в два этапа: муниципальный и областной. Лучшие работы идут дальше в область. Номинации одинаковые, так удобнее отправлять работы с муниципального этапа дальше. Кроме индивидуального журналистского мастерства и газетных номинаций есть ещё социальная реклама, например, но я занимаюсь только журналистикой, если этим не буду заниматься я, этим вообще заниматься никто не будет.

Путь от редакторской правки к идеальному тексту

Вечер. Начинает свою работу редакция «Центра». Все ноутбуки заняты. Кто печатает, кто верстает, кто составляет вопросы к интервью. Светлана Михайловна стремится занять всех. Но подростковый интерес заставляет отвлекаться на телефоны. Нужен подход.

– Очень хочу, чтобы ребята искали сами инфоповод, добывали информацию, работали, писали текст, а я просто искала ошибки, – вздыхает Светлана Михайловна. – Мы стараемся интересоваться новыми темами. Старшие ребята могут сами что-то найти и предложить, а так всё под руководством, пинком, по указке, со слезами, но заставляю писать, о чём велено. Научатся и сами буду предлагать. Если говорить начистоту, то кого это вообще интересует, кроме нас? Мне есть дело до того, что испекли на кружке «Хозяюшка»? Нет. А мы сами им навязываем своё, вот, почитайте, что мы про вас написали. Кто-то нас просит прислать корреспондентов на мероприятия. Есть заинтересованные. Всё бы бросить, но, пока дети ходят, надо работать.

Как главному редактору мне приходится тянуть многое на себе. Но есть редакторы-старшеклассники, которые мне помогают. Девочки ответственные, инициативные. Всегда могут попросить о чем-то членов редакции, правда, не всегда на их просьбу отвечают. Дети остаются детьми. Это поколение боле прогрессивное. Поколение гаджетов. Живут в телефонах. Приходится постоянно дергать. На занятия приходят по большей части не для того, чтобы работать, а чтобы вместе потусоваться. А основам журналистики их нужно учить так же, как и прошлые выпуски. Поэтому основная проблема — это неопытность редакции.

Не могу сказать, что я строгий редактор. Относительно ошибок строга. Они не должны просачиваться в нашу печать. Относительно тем. Проблема в том, что темы приходится навязывать, пока у нас неопытные журналисты. Я никогда не была сторонником ограничения мысли. Полная свобода, как думаешь, так и пиши. Хочется видеть творчество, самостоятельность мышления. Одно дело ошибки пресечь, другое дело останавливать полет мысли. Не могу править по своему лекалу.

Хороший журналист – это человек мобильный, живо интересующийся происходящим вокруг, умеющий найти подход к людям, основной источник информации – это человек. Располагающий к себе, умеющий построить беседу, вызвать в человеке ответную реакцию, обладающий развитой речью, слогом, своим стилем, умеющий создать легкий текст. Для этого и есть полет мысли.

Пока вы студенты, нужно пробовать себя везде, где можно. Пробивайтесь. Опыта набирайтесь. Чтобы к выпуску у вас был уже свой багаж знаний. Не бойтесь лезть туда, куда не просят. Воспитывайте в себе журналистский характер.

 

Вера Бобыкина