Над ущельями сгорбленных душ или громкий крик тишины.

Публикуем последний очерк Виктора Немудрого — художника и публициста — под названием «Над ущельями сгорбленных душ или громкий крик тишины». 

Наша жизнь, как правило, никому не интересна, кроме самого живущего. Однако, в ней случаются моменты весьма прелюбопытные даже скептикам. Виной тому кем-то однажды вживленный в бренность человеческого тела, едва заметный невооруженному глазу чип, под названием душа. В самые, казалось бы, неподходящие моменты обыденного течения серых будней, она вдруг вздрагивает от звука ноктюрна, который некто затягивает на флейте водосточных труб, или с неистовостью, достойной лучшего применения, пытается строить замки из песка и писать поэмы на водяной глади Белого моря, заставляя их автора страдать от очевидности и безысходности результата своего творческого надрыва, так как даже легкое дуновение сиверко и некстати накатившаяся волна своей белой пеной повседневности накроют божественное стремление автора к сотворчеству, предначертанному Всевышним. Так и бредёт всю нашу жизнь следом босая душа, являя собой немой укор совести и чести – двуединства, доставляющего человеку ворох, якобы ненужных хлопот и обязанностей.

Однажды задумавшись о бесполезности земного бытия, человек вдруг в поисках истины судорожно обращается с последней искрой надежды к Богу, умоляя его наградить предметом сотворчества, дабы хоть малую толику своего пребывания на Земле оставить для потомков овеществленной. И такие призывы не всегда остаются незамеченными. Результатом может быть что угодно. Например, демонстрационная копия нового музыкального диска «Дорогие мои, хорошие», которую недавно подарил мне широко известный в узких Архангельских медицинских кругах исполнитель городского шансона Василий Александрович Пилицин. Ему в этом году исполняется 60 лет. Последние двадцать из них творческая душа певца испытывает постоянные приливы и отливы. Нынче вновь замноговоднило. По такой же закономерной случайности круглую дату с цифрой 60-т преодолевает и автор текстов песен, тоже доктор, но врачующий не тело человека, а его душу, доктор культурологии Василий Николаевич Матонин. В свободное от основных обязанностей преподавателя САФУ время, он постоянно призывает окружающих «сделать что-нибудь для души». К своим шестидесяти годам он оброс званиями и титулами словно днище корабля морскими ракушками, да так, что целой страницы не хватит, чтобы огласить полный список. Остановлюсь на главном – Василий Матонин является председателем Архангельской организации союза писателей России и всю сознательную жизнь сочиняющим и поющим «для глухих до смешного печальные песни». Музыкальный диск «Дорогие мои, хорошие», однако, адресован отнюдь не глухим и слабовидящим. В музыке и текстах есть что разглядеть и услышать истосковавшейся в глухом застенке тела душе. Особенно, ностальгию по ушедшему времени, чувствах и переживаниях авторов, о, казалось бы, простых вещах, но в одночасье превратившихся в музыкальную мантру философского осмысления пройденного пути. Оба Василий, словно возвысившись над повседневностью воспарили над ней. Это напомнило мне ранние работы известного русского художника Марка Шагала. Несущиеся «над ущельями сгорбленных крыш» поморских сел и деревень звуки музыки, не обделенные определенностью философского и психологического изыска, заставляют сгорбленную душу слушателя выпрямиться, погрузить ее в глубокий и обнадеживающий мир радости и счастья.

Оба автора, словно синхронисты в плавательном бассейне времени, родились в год Петуха и данное обстоятельство обостряет их природную обязанность с петушиным задором вести постоянную борьбу за судьбы душевно не определившихся. В сегодняшнем противодействии добра и зла песни диска «Дорогие мои, хорошие» явно стоят на передовой позиции противодействия злу, насилию и всепоглощающей безнравственности золотого тельца. Он учит любить людей и саму жизнь во всех ее периодах и проявлениях.

Не являясь профессиональным критиком музыкального творчества, я, тем не менее, невольно попал под его эмоциональный гипноз, который еще долго не проходит после прослушивания. И только позже понимаешь, что эта работа не столько принадлежит лишь одной музыкальной культуре, сколько является масштабным рассказом о судьбе человека от рождения до тризны, не сломленного жизненными невзгодами, а вопреки всему вложившего глубокий философский смысл в казалось бы простую форму русского шансона. А это уже национальная черта нашего человека, широты его открытой для всех души.

Последние годы на российском небосклоне бурным потоком изрыгается конъектурная музыкальная лабуда. Она заполонила подмостки центров досуга, экраны телевизоров и волны многочисленных радиостанций. Диск «Дорогие мои, хорошие» — это сенсация, настоящий луч света в темном царстве морального бессилия. Он как золотая россыпь в сите золотоискателя, окропленная потом и кровью своего хозяина и дарящая современникам надежду на будущее.

Виктор Немудрый (художник и публицист) Архангельск – 2017г