tr17-2

Что такое хорошая журналистика?

правила и советы от жюри ТЭФИ-Регион

С 7 по 9 ноября в Архангельске проходил фестиваль ТЭФИ-Регион. Я попала лишь на три с половиной мастер-класса: Эжена Щедрина, Михаила Кожухова, Сергея Майорова (вот этот как раз и был половинчатый, потому что опоздавших просили ждать в коридоре) и на разбор полетов со Светланой Колосовой. В заголовок я поставила, чуть перефразировав, название семинара Михаила Кожухова «Журналистика: что такое хорошо?» Ниже вы найдете шесть правил хорошей журналистики, которые я подслушала на трех с половиной мастер-классах.

правило #1: сюжет

Начатая пачка попкорна. Девушку, которая сидит рядом, хочется взять за руку, но фильм только начался и поэтому рано. Зал в полумраке. Звук обволакивает. «Все это дома не работает», резко включает свет Эжен Щедрин, и идиллически-романтичная картинка исчезает: «Главный наш с вами враг — телевизионный пульт. Даже вставать не надо, можно нажать на другую кнопку». Большое удивление Эжена — работ так много и они такие хорошие, но сильнейшее разочарование вызвало отсутствие интересного сюжета почти у всех. Новая информация, которую журналист тщательно собирал, а теперь упаковал в красивую и технически идеальную картинку, не вызывает у зрителя ничего, кроме зевоты и протирания глаз.

Эжен напомнил фразу культуролога и кинокритика Даниила Дондурея: «В XX веке к власти пришел массовый потребитель. Что хотите делайте, но этот массовый потребитель всегда прав». Зрителя надо заманить и подсадить на крючок. С самой первой минуты он должен ломать голову: а что там в конце?

Приехали, сняли безумно красиво, люди говорят интересные вещи, но все это нужно зрителю правильно продать. А чтобы продать (и продолжим мысль — заработать), нужно иметь сценарий и сюжет. Цитата от Феллини в исполнении Эжена: «Фильм готов, осталось его снять».

Зрителю нужно 7 секунд, чтобы понять: переключить или остаться. Первый план и первая фраза — правило от Кирилла Набутова. Встречают по одежке, провожают по уму. Либо фраза поддерживает план, либо в контрапункте, тогда еще круче — зацепили сильнее. Избегать банальностей вроде «небольшой лоскут на пестрой карте страны» или «огромная территория со множеством интересных мест». Что вас заинтересует — простая человеческая фраза. Крупные планы. История, которая противоречит главной истории.

Если перевести это правило на печатный текст — читателю хватит первых семи слов. Но, по словам Оксаны Барковской, россияне — плавные люди, которым прежде чем начать, нужно подвести к теме. Но сегодня телевидение другое, дети другие, они блоггеров смотрят, параллельно играя в игры и решая задачки по математике. А телевидение до сих пор ориентируется на 35+.

правило #2: конфликт

Деловая квестовая игра. Соревнуются две команды, выполняя задания на профессиональные навыки, сообразительность, взаимодействие, умение принять быстрое решение и выйти из стрессовой ситуации. Победители получат работу на заводе. В реалити-шоу пермского телеканала «ZAVOD» сошлись воедино документальность, игра, соревновательность и искренность.

Чем труднее выбор героя, тем зрителю интереснее наблюдать за его внешними и внутренним конфликтами. «Можете представить кино, где у героя нет проблем? Зачем тогда смотреть?», спрашивал Эжен Щедрин.

правило #3: взаимная критика

«Манера разбирать работы друг друга, производить бактерии, в которых можешь состояться и вырасти — я не вижу этого уже очень давно», говорил Михаил Кожухов. Но и критика может и должна быть полезной, не критика ради критики или похвалы.

правило #4: сомнение

«…и то, что я мало одарен, не мешает мне мучиться тем же и так же не находить исхода, как не находили его многие…», цитировал письмо Александра Блока Михаил Кожухов. По его теории, есть два типа людей: кто мучается комплексами неполноценности и кто о них ничего не знает. Первые приходят к успеху на дальних дистанциях, то есть не сразу, спустя месяцы и годы. Вторые — быстро сходят с дорожки. Сомнение должно быть всегда.

Сомневаться можно в выбранной теме, идее материала, вопросах к интервью, стиле, заголовке — в чем угодно. Мы не пророки и пилигримы. Должна быть точка отсчета, то есть журналист не имеет права начинать каждый раз с чистого листа. Были до нас авторы, более творческие и начитанные, более хладнокровные и увлекающиеся, более рисковые и смелые. «Крышу надо придерживать», советует Михаил Кожухов.

правило #5: искренность

Кожухов говорил, что одно из трех точно должно быть настоящим: эмоция искренняя, мысль новая, информация, которую я не знаю. Нельзя имитировать жизнь. Как сказал Кирилл Набутов, нормально все то, что хорошо смотрится.

На разборе полетов ни жюри, ни участники не пришли к единому мнению — нужно ли корреспонденту появляться в кадре документального кино? Кто-то говорил, это — дурной тон, другие видели в этом близость к аудитории. Но если и появляться в кадре, считает Набутов, а Сергей Майоров с ним соглашается, то надо быть уверенным, что ты натурален, естественен и искренен. И еще простота. Говорите по-человечески — призывало жюри.

Алексей Лысенко недоумевал: почему ведущие утренних программ такие супер-веселые? Почему зритель едва продрал глаза и еле собирается на работу или учебу, а на экране все такие мажорные? Почему никто не пытается прожить это сонное, хмурое, осеннее или зимнее утро просто, как обычный человек? Почему утро — это обязательно бодрящий кофе и смех? Основная задача утренней программы — дать настроение и информацию и быть искренними, а не захлебнуться бодрящим кофе и поскорее сбежать на работу.

Сергей Майоров привел в пример курсы на CNN, где журналистов учат ошибаться в эфире. Любой ляп ведущего или корреспондента — это доказательство, что вы не робот, а живой человек. И зритель получит удовольствие и полюбит вас еще больше: смотри-ка, они тоже лажают!

«Вы люди и делаете телевидение для людей, а не для своих начальников», говорил Майоров.

правило #6: оригинальность

Марина Жигалова-Озкан призывала: так много одинаково «утренних» утренних шоу. Как отличиться? Развиваться. Менять рубрики, придумывать новые. Не бояться экспериментировать. Никогда не угадаешь, за что зритель зацепиться. Оксана Барковская привела в пример рубрику «Женский вопрос» в программе «Доброе утро» на «Первом канале». Ведущая Ирина Муромцева объясняет, чем полезны слезы, какие слова нельзя говорить мужчине, как реагировать на детские истерики, как хвалить ребенка, а еще меняет колеса на машине. И рейтинги этой передачи самые высокие за все доброе утро на «Первом».

Поиски, что зайдет, а что нет — это заглядывание в каждую дверь. Парадокс — обычно заходит то, что делается на коленке, говорил Алексей Лысенко.

Спросите себя «А что я делаю? Зачем я это делаю?» Если ответ найдется быстро, значит, идете в правильном направлении, говорил Михаил Кожухов.

И свой мастер-класс он завершил фразой: «За что не стыдно и тебе действительно интересно — рецепт того, что хорошо в журналистике».

Если дочитали до конца, то, наверное, чувствуете себя обманутыми. Я обещала рассказать о правилах хорошей журналистике от тех, кто профессионал, выставляет оценки, критикует и комментирует, а в итоге пересказала банальности. Может быть, потому, что все гениальное просто.

Наталья Авдонина