портреты

Уютные ночи, счастливые люди

Как ночь искусств делает людей счастливее

«Как много ласковых имён!

Но лишь одно из них тревожит,

Унося покой и сон, когда влюблён»

Стоя в очереди, которая длинной змейкой тянулась к кассе, я услышала баритон Игоря Перфильева в сопровождении артистов Поморской филармонии. Перфильев исполнял песню Леонида Утесова “Сердце, тебе не хочется покоя”. У входа в зал собралось множество людей, которые не успели занять места и уютной компанией стояли вместе и снимали артистов на видео.

- Через телефон лучше видно, — сказала женщина, стоящая рядом.

В зале аншлаг, ни одного свободного места. Остается стоять в сторонке и наслаждаться оперным пением недалеко от сцены.

Полумрак, живая музыка, подсвеченные колонны, на минуту мне показалось, что я в 19 веке. Но кто-то захлопал в ладоши и я снова здесь, в 21 веке, в Архангельске, в биржевом зале Гостиных дворов на Ночи искусств. Пора идти дальше.

На втором этаже работает фотовыставка ”Эпоха в лицах”. Мое внимание привлекла фотография с миловидной бабулькой, работавшей с 8-го класса официантом. Нелегкая судьба и невероятное мужество поразили меня. Прочитав почти все истории, я еще раз убедилась — по фотографии нельзя делать выводы. Внешность ничего не говорит о хорошей и счастливой жизни. Идея выставки возникла у архангельского фотографа Николая Гернета, который решил снять портреты людей, чьи годы совпадают с возрастом Архангельской области.

Глаза уже закрываются, а на часах еще только пол-одиннадцатого. Как не уснуть и ухватить все самое важное, что происходит вокруг меня? Глаза засияли, увидев горячий кофе. Кажется, организаторы предусмотрели все.

Стоя в очереди, я встретила знакомого из школы и мы вместе направились в башню    послушать стихи Иосифа Бродского в исполнении Ильи Логинова. Как и в биржевом зале, в башне все места заняты. Люди сидят на полу или стоят, не видя ни эмоций, ни жестикуляции чтеца.

“На воздушном потоке распластанный, одинок,
все, что он видит — гряду покатых
холмов и серебро реки,
вьющейся точно живой клинок,
сталь в зазубринах перекатов,
схожие с бисером городки…”

Мое внимание привлекла девушка в зеленых джинсах, она облокотилась на конструкцию и внимательно слушала стихи. В какой-то момент мне показалась, что она приросла к деревянной балке и стала чем-то большим, чем просто слушателем, она стала символом моего вечера, напоминая мне природу, существующую вне времени.

“И тогда он кричит. Из согнутого, как крюк,
клюва, похожий на визг эриний,
вырывается и летит вовне
механический, нестерпимый звук,
звук стали, впившейся в алюминий;
механический, ибо не предназначенный ни для чьих ушей…”

Вечер уже близится к концу, в биржевом зале на сцену выходит группа “Неизвестный композитор”. Люди бегут занимать места, чтобы сесть поближе и прочувствовать музыку всем телом. Я прекратила обращать внимание на детали и полностью погрузилась в атмосферу вечера. Но кое-что, я все равно заметила: люди встали по углам и начали бодро двигаться, несмотря на стеснение. Улыбки, аплодисменты,  сверкающие лица людей — счастливые часов не наблюдают.

Диана Титенко, студентка 2 курса направления Журналистика