jSMnudcCY5M

Критика и театр могут быть взаимополезны

Топ 14 правил театрального критика

Театральный критик и редактор газеты “Бенефис” Ольга Истомина рассказала об аспектах и сложностях работы театрального критика.

Нужно всегда помнить, что функция критики – не оценки расставить, а помочь театру, направить на пути развития.

Спектакль — это огромная работа, которая может длиться от нескольких месяцев до года. Этот процесс включает в себя работу режиссёра,  актёров, композитора, пошивочного цеха. Театральной труппе необходимо проделать огромную работу: начиная с выбора материала, распределения ролей, и заканчивая выходом актёров на сцену. Относитесь с уважением к спектаклю, даже если заметили в нём недостатки.

  1. Будьте открыты

На какой бы спектакль какого-либо режиссёра ты бы ни пришёл, воспринимать его нужно с открытым сердцем, с открытой душой, без навязанных ранее штампов. Например, если ты был уже на спектакле этого режиссёра и представление не понравилось, то стоит каждое новое произведение этого режиссера воспринимать «с чистого листа», открыто. Вообще, чуткость, восприимчивость – очень важное качество критика.

Настоящие знатоки театра ходят не на премьерный, первый показ, а не раньше пятого (премьерными считаются именно пять показов), когда артисты обживутся в своих образах. Премьера – это очень нервная вещь.

Нужно пережить какое-то время, чтобы отойти от первого впечатления.

  1. Замечайте акценты

В рецензии на спектакль очень важно упомянуть о стенографии, работе костюмеров, гримёров. Если хореография и пластика играет важную роль, то стоит сказать о работе хореографов.

Акцентировать внимание можно на оформлении, художественное оно или музыкальное, на пластике, на цветовом решении, только если для спектакля это решение является основным, но при этом обходить стороной игру актёров всё равно нельзя.

Когда речь заходит об идее спектакля, то всегда стараешься понять саму задумку режиссёра, почему поставлен этот спектакль, как он задел аудиторию.

В театральном спектакле самое интересное то, что режиссёр закладывал одно, а понять можно совершенно по-другому, поэтому порождаются всё новые и новые смыслы.

Важно увидеть, на чём был поставлен акцент автором: свет, движения, если спектакль более литературный, там главный акцент поставлен на речи. Поэтому в спектакле важно обратить внимание на то, какое в нём самое важное выразительное средство, если такое есть, а если такого нет определенного, то рассказать можно об аспектах.

  1. Внимание к деталям

В рецензии важен личный взгляд автора на спектакль, как он его воспринял и увидел. Сложно говорить об объективности в искусстве и в театре, но стоит обращать внимание на определённые моменты, чтобы представить общую картину спектакля. Важно не пересказывать сюжет, а увидеть именно то, что какая-то знакомая история нашла отражение в сценическом воплощении спектакля.

  1. Помните о зрителе

Рецензия — это такой жанр, который направлен на зрителей, которые не смотрели этот спектакль и только раздумывают, пойти на него или не пойти. Одновременно рецензия пишется и для тех, кто уже сходил и хочет сравнить свои впечатления. Также рецензия пишется с учётом того, что актёры и режиссёры хотят прочитать, что увидели в их спектакле, они очень ждут оценки своей работы. Получается полиадресность рецензии.

  1. Задавайте себе вопросы

«Что нового мы увидели в этом спектакле? Как он помог по-новому взглянуть на это произведение?» В основе может быть известный литературный источник, современная пьеса, которую ни разу не ставили, разный литературный материал.

Как нам этот спектакль помог открыть какие-то проблемы? И чем он современен? Режиссёр, когда ставит спектакль, имеет основную мысль, возможно, у него не получилось полностью её раскрыть. Тогда нужно написать об этом, указать на недостатки, слабые места спектакля.

Но стоит понимать, что критика – это не разгром. Критика – это анализ.

  1. Конструктивная критика

Одно из важных и негласных правил, когда пишешь рецензию: если критически относишься к артистам, то нужно писать, что именно так было на конкретном спектакле. Может, артист не дотянул, что-то не сработало именно на этом спектакле.

Спектакль – это очень живая вещь, которая каждый раз проходит по-разному. Он изменяется, сегодня он может быть одним, а завтра — совсем другим. Если два разных критика посмотрят один и тот же спектакль в разные дни показа, а потом обменяются мнениями, может показаться, что они смотрели совершенно разные спектакли. Хотя, казалось бы, всё то же самое: мизансцены, артисты. Может быть, что-то пошло не так, что-то лучше, сильнее прозвучало.

Всегда надо давать театру шанс на развитие, на изменение. Театр не может существовать в замкнутом пространстве. Критика важнее, чем молчание. Если спектакль вышел и о нём нет никаких мнений, никаких отзывов, никакой критики, то это будет хуже, чем спектакль сильно раскритикуют.

Важна аргументация. Нельзя, чтобы критическая оценка спектакля была абсолютно ни на чём не основана. Нужно обратить внимание на те моменты, которые показались недостаточно проработанными. Главное – не быть голословным и критиковать совершенно без причины.

  1. Пропустите через себя

Рецензия – это такой жанр, что как бы ты ни старался быть объективным, все равно ты пропускаешь через себя.

Надо писать о том, что задело, создать какой-либо видимый образ, передать атмосферу в своём тексте, чтобы текст театрального критика был конгениален спектаклю и через него читающий рецензию почувствовал бы, какое настроение было в спектакле на тот момент.

  1. Оценивайте актёров с осторожностью

Обязательно следует отметить, чья игра поразила, обратила на себя внимание. Лучше никого не обходить стороной, даже если кажется, что артист в данной роли был недостаточно убедителен. В любом случае, кто играл роль нужно упомянуть. Если произвёл впечатление второстепенный персонаж, который появляется в эпизоде, то нужно смотреть за зрительской реакцией, если зал оживёт, хорошо примет артиста, это стоит отметить. Стоит подумать, почему он так реагировал, после какого момента.

Артисты, работники театра – люди очень обидчивые, остро реагирующие не только на критику, но и любое слово.

Нужно быть очень внимательным к тому, как ты говоришь, какое слово подберёшь, чтобы это не прозвучало грубо, обидно. Это может не быть оскорблением в прямом смысле этого слова, и автору может казаться, что ничего страшного, а артист воспримет неправильно описание его внешности, или скажет, что неправильно поняли его героя. Но от этого никуда не убежишь, конечно. Всегда будут обиды, недопонимания, в этом и нюансы профессии театрального критика.

  1. Ясно трактуйте мысли

Здесь не может быть такого понятия, как «ошибка». Некоторые говорят о литературных произведениях: «бесконечны для прочтения». Как и литературные произведения имеют множество трактовок, так и спектакль может иметь разные интерпретации.

Ведь рецензия в самом высоком смысле – это тоже произведение искусства, оно может иметь не одну трактовку.

  1. Находите баланс слога

Без театральных терминов никак не обойтись. Как ты будешь писать о спектакле, не использовав каких-то театральных слов? Главное – чтобы текст не выглядел как научная статья. Рецензия – это всё-таки жанр, который включает в себя и художественные элементы, и проблемы современности. В общем, это аналитический жанр. Всегда нужно понимать, в какое издание пишешь. Простой слог нужен, если пишешь в городскую газету, которую читают обычные читатели, не театралы, чтобы просто узнать, что есть интересного, куда можно сходить. Если пишешь в какое-то профессиональное издание, которых у нас в городе, к сожалению, пока нет, то профессиональных терминов может быть больше, поэтому слог сложнее.

  1. Избегайте штампов, слов зрительного комментирования

Это не те слова, которые должны быть в словаре критика. Критик – это тот, кто может создать образ спектакля, каким он его увидел, и проанализировать.

Самое сложное – писать об игре артистов. «Справился с ролью» — ни о чём не говорит. Стоит написать, каким персонажем его увидел зритель, подобрать больше прилагательных, которые могут описать игру актёра.

Можно обратить внимание на то, как актёр создаёт образ, какие приёмы выразительности использует, например мимика, жесты, или играет совершенно отстранённо.

  1. Тренируйтесь

Нужно расширять свой словарный запас. Такое задание даёт своим студентам театральный критик, преподаватель ГИТИСа Алёна Карась. Она предлагает им описывать картины, но не просто описывать: ты берёшь какую-то известную картину и начинаешь размышлять над ней, как над мизансценой в театре: описываешь персонажей, обстановку, в которой они находятся, и ты пытаешься написать небольшой текст просто для себя, что ты видишь. Эта тренировка позволяет развить навык создания образа и написания.

  1. Не зацикливайтесь на структуре

В любом материале должны быть имена играющих в спектакле актёров, по какому произведению был поставлен спектакль, каким режиссёром, когда состоялась премьера: новый спектакль (один из первых показов) или этот спектакль игрался много раз и там появились изменения (например, ввели новых артистов на роли).

В связи с чем вообще пишутся рецензии? Спектакль состоялся в рамках фестиваля, который привозил с гастролями театр – всё это важно указать в самом начале. А далее у каждого из спектакля всё индивидуально. Нужно в нескольких словах напомнить сюжет, если это известное произведение, если пьеса новая или малознакомая, описать одного из главных героев, его образ, или описать, что мы видим на сцене.

  1. Мнение критика — только мнение

Как говорит Григорий Заславский (цитата Питера Брука): «Любой монтировщик лучше знает спектакль, чем критик». Потому что он жил со спектаклем месяц и больше, а критик всего два часа.

Критик не может взять на себя роль судьи, мнение которого безоговорочно верно, да и артистам не стоит это воспринимать буквально. Ведь это всё равно субъективная оценка работы режиссёра и артистов.

Но самое важное и для журналиста, и для театрального критика — когда пишешь о людях, понимать, что пишешь не о чём-то абстрактном, а о человеке. Не уходить в искусство ради искусства и в критику ради критики.

Наталья Сорокоумова, студентка 2 курса, направление Журналистика

автор фотографий Ольга Истомина