Константин Валякин и Елизавета Панарина

О тех, кто делает «The Вышку»

«Редакция для нас — это тоже учеба, она выполняет те функции, которые нам должно дать образование»

12 декабря в САФУ им. Ломоносова участники Беломорского студенческого форума встретились с редакторами онлайн-газеты Высшей школы экономики «The Вышка». На площадке «СМИ: студенческий контент» Елизавета Панарина и Константин Валякин рассказали студентам об истории создания проекта, взаимодействии в команде и грамотной работе с текстом.

После мастер-класса я познакомилась с ребятами поближе и взяла блиц-интервью.

«The Вышка» — независимое студенческое интернет-издание при Высшей школе экономики в Москве. Основательницы проекта — Юлия Мышляева и Мария Кристалинская, сейчас они выпускницы ВШЭ. Первый пост появился 13 февраля 2014 года, этот день — день рождения студенческого СМИ. Команда «The Вышки» состоит почти из ста человек: 40 авторов, 20 SMM-щиков, 20 фотографов и примерно 10 корректоров. Это энергичные студенты 1-3 курсов, которые увлечены журналистикой и готовы работать на безвозмездной основе.  

http://thevyshka.ru/about/

Почему вы решили пойти в «The вышку»?

Костя: Сюда я попал на первом курсе. К нам на «Безопасность жизнедеятельности» пришла позапрошлый главный редактор Полина Кленова-Ленская. Она проводила набор и рассказывала о такой студенческой организации, как «The Вышка». Меня очень захватили ее эмоции и, как она это все рассказывала. Очень хотелось туда попасть, а когда попал, сразу же утонул в этом проекте с головой, потому что мне это очень интересно, стал жить этим проектом. Сейчас он занимает все мое свободное время.

Лиза: Когда поступала в вуз, наткнулась на паблик «The Вышки». Сразу поняла, что ребята, которые там занимаются, очень классные, ведь они делают свое маленькое СМИ. На первом курсе к нам на департамент пришла Полина Кленова-Ленская и захватила своей презентацией, многие знакомые с первого курса решили туда пойти. Я решила попробовать себя в отделе SMM, так как поняла, что я не хочу писать большие тексты. Мы с Полиной непосредственно работали вместе, я очень вдохновилась и хотелось проявлять инициативу, работать над проектами, помогать ей с организацией всяких интересных штук.

Как вы набираете людей в свою команду?

Костя: В 2016 году прошла наша первая стажировка. Два месяца с сентября по ноябрь мы учили ребят, как правильно писать тексты, как брать интервью, читали для них лекции. В этом году прошла вторая стажировка.

Лиза: Сейчас у нас выработалась определенная система, а когда создавалась «The Вышка» — такого не было. Не было даже четкого разделения на редактора и автора, но по мере нашего развития у нас появлялось достаточное количество редакторов и возможность отбирать людей к себе в команду более тщательно.  

Костя: Отбор людей в нашу команду проходит в два этапа:

Сначала  набираем ребят на стажировку — даем запись в социальных сетях, где говорим: «Нам нужны стажеры». Люди приходят к нам на большую презентацию в сентябре, слушают, кто мы такие и как к нам попасть. Потом мы получаем кучу заявок на почту и начинаем их сортировать. Когда отбираем людей, в первую очередь смотрим не на умения, а на то, насколько человек замотивирован, насколько ему интересно с нами работать.

Уметь писать — не самое главное, этому можно научиться. А если человек разделяет наши ценности, понимает, кто мы такие, что мы делаем. Если он близок нам по духу, то мы его обязательно возьмем.

После отбора начинается этап, когда мы выращиваем ребят, как «огурцы в теплице». Мы с ними очень бережно обращаемся, стараемся о них заботиться, объясняем все ошибки, прощаем, стараемся найти подход к каждому. На этом этапе мы должны подвести их под те параметры и критерии, которые важны в нашей работе. Мы объясняем новичкам, с чем связана каждая правка, объясняем, почему нужно работать именно так, а никак иначе.

Лиза: Главная задача на этом этапе — научить ребят и объяснить политику редакции. Например, почему нельзя в тексте ставить скобки? Это не наши прихоти и желания, а потому что из-за скобок читатель спотыкается, это отвлекает его от основной мысли текста. Или почему важно обращаться к подписчикам не на «ты», а на «вы».

скрин-шот главной страницы газеты

Как взаимодействуете в команде?

Костя: В команде стараемся создать дружелюбные отношения, чтобы каждому у нас было комфортно.

Редактор здесь — это не только ментор-наставник-учитель, а еще и друг. Мы общаемся со своими авторами как с друзьями, можем друг другу что-то рассказывать, помимо рабочих вопросов.

Лиза: Проводим общие мероприятия, где люди могут познакомиться друг с другом. Такие полуофициальные мероприятия хороши тем, что ребята могут понять, с кем им предстоит работать в команде.

Как часто вы собираетесь?

Костя: Один раз в пару месяцев случается тусовка или общее собрание, где встречаются люди из разных отделов. Мы это делаем, чтобы их всех познакомить и подружить. Лучше, чтобы они друг друга знали и чувствовали себя одной семьей, одной командой, тогда работа идет лучше и все настроены на общий успех.

скриншот с главной страницы газеты  

Как у вас обстоят дела с цензурой?

Костя: Подчеркну, что мы независимое студенческое СМИ и у нас есть своя редакционная политика. Мы редко удаляем публикации, а если это по каким-то причинам произошло, то это не значит, что на нас давит администрация, нет. Мы всегда расписываем причину, по которой публикация была снята с сайта. Чаще всего это происходит из-за несоответствия нашим этическим убеждениям. В «The Вышке» достаточно свободная среда, да и сама ВШЭ славится своей либеральностью, поэтому мы редко сталкиваемся с тем, чтобы нас просили умолчать о какой-то вещи, но если такое случается, то тут мы блюдем не просьбы от администрации, а свои редакционные принципы.

Лиза: Весь контент формируем сами, у нас нет указаний свыше, в этом плане мы имеем хорошую независимость.

Есть ли у вас рекламные посты?

Костя: Да, у нас есть спецпроекты и партнерские материалы. Партнерские материалы чаще всего публикуем на взаимовыгодных условиях. Это обычно происходит, когда мы встречаем какую-то фирму или компанию, о каких-то событиях интересно стараемся рассказать

Лиза: Во-первых, мы должны понять, насколько мы заинтересованы в той или иной компании. Во-вторых, мы ставим условия, что партнеры не имеют права вмешиваться в тот контент, который мы делаем совместно с ними.

Чему вы научились, работая в «The Вышке»?

Лиза: Я приобрела навыки поиска информации, научилась работать с информацией. Раньше даже на сайте университета для меня было сложностью найти что-то нужное. Здесь узнаешь о куче полезных штук.

Прокачивается именно организационная деятельность, менеджмент своего времени, работы с другими людьми, работа над коммуникацией в команде, над выполнением задач. Также ведение и управление проектов: берешь проект и ты должен от начала до конца проследить за всеми этапами реализации, составление контент-плана и очень много всего

Костя: Для меня это, в первую очередь, умение работать в команде. Я единоличник, который предпочитает все делать сам, а здесь научился работать в команде и доверять людям, передавать им какие-то проекты.

Вынес для себя одну главную вещь: проект всегда держится на команде и нужно уметь с ней коммуницировать.

Второй важный момент — понял, как функционирует медиа-редакция и с чем сталкиваются журналисты: вычитка текстов, составление контент-плана, руководство, выбор темы, выстраивание редакционной политики, работа с инфоповодами — это все пришло ко мне во время работы в «The Вышке», чему  я очень благодарен.

Как редакторы, с какими трудностями вы сталкиваетесь?

Лиза: Не хватает рук.

Костя: Руководство сейчас лежит на наших плечах и нам часто не хватает времени и людей, чтобы контролировать некоторые процессы и проекты. Вот у нас так случилось с нашими подкастами, которые придумали и реализовали пилотный выпуск, сейчас у нас просто нет человека, который бы мог этим заниматься. Не сказать, что нет умных и подходящих нам людей, просто

сложно найти человека, чье видение совпадало бы с нашим, чтобы мы смогли ему довериться и не нужно было бы за ним переделывать.

Лиза: Еще есть много интересных вещей, которые хочется делать, но очень мало времени. Для нас как редакторов самое важное — это выполнение своих редакторских функций, следить за качеством контента, регулярностью.

Костя: Да, иногда хочется заниматься креативными и интересными вещами, но в первую очередь — редакция.

участники мастер-класса и редакторы "The Вышка"

Как вам удается все это совмещать с учебой?

Костя: Это продолжение моей учебы и, кажется, такая работа дает больше знаний, чем основная учеба. Это практическая деятельность и я бы не сказал, что приходится жертвовать учебным временем, скорее с пользой провожу свободное время. В общем, если захотеть, то можно все совместить.

Лиза: Бывают моменты, когда редакция становится выше учебы, но я понимаю, что какие-то учебные проекты важнее. Редакция для нас — это тоже учеба, она выполняет те функции, которые нам должно дать образование, поэтому я их вообще не разделяю.

Главный совет студентам:

Если вам хочется работать уже в университете, то несколько раз подумайте. Если в этом нет необходимости, то лучше поискать способы, как себя реализовать в стенах вуза. Работа придет, вы на ней проведете еще очень много лет, нужно уметь правильно расставить приоритеты.

Ольга Водянникова

автор фотографий: Егор Радько