IMG_4179

Детей надо учить всегда

начинаем серию материалов об архангелогородцах, которые верят в себя и свой город

Мы поговорили с молодым учителем школы №68 Никитой Королёвым о поиске себя, актуальности профессии педагога и причинах остаться в Архангельске.

Почему Вы решили остаться в Архангельске?

Я здесь родился, здесь мой дом. Сегодня в принципе неважно, где мы живём: можно жить в Европе, Азии, России; в любом городе, будь то Санкт-Петербург, Тверь, Ярославль. Однако при любом раскладе мы выбираем то место, где нам лучше, комфортней, интереснее.

Я люблю этот город, искренне люблю. Мне нравится развиваться в нём, улучшать его; я вижу в нём огромные перспективы для себя, своих друзей и молодёжи; вижу, как город моего детства из далекого 2000 года отличается от того, как он выглядит сегодня. Да и потом: если я здесь родился, значит, и пригодился. 

Каким будет Архангельск в будущем?

Все зависит от реализации программ гражданского образования у нас в городе. Если мы воспитываем в гражданско-правовом поле детей, если мы отойдем от мысли о слепом патриотизме, если мы отойдем от старо-советских отголосков когнитивной системы и наконец-то придем к гражданско-правовому полю и если мы перестанем прыгать через ступень вперед, то воспитаем активных граждан, которые согласны и готовы улучшать наш город.

Приведу пример: граждане Швейцарии, когда что-то случается, не ищут проблемы, не ищут виноватых в том, что случилось, они решают проблемы сами. 

Соответственно, и в России, в Архангельске, если мы воспитаем людей, готовых решать вопросы самостоятельно, а не ждать подачек от кого-то, людей, которые будут сами организовываться, будут активные лидеры, способные работать, то в этом случае у нас будет очень большая перспектива.

Как вы понимаете словосочетание “найти себя”? Многие подростки в наше время не могут найти свое “Я”: за них делают выбор родители, буквально заставляя их идти в институт на направление, куда они и не хотят, только чтобы получить высшее образование

Я своим ученикам говорю, да и сам придерживаюсь такой позиции, что нужно поступать туда, к чему лежит душа, и вообще работать с тем, к чему лежит душа. Почему? Пример — САФУ, который вечно ругают, говорят «не то образование, питерское лучше». Я говорю, что САФУ даст то, чего хочет студент. Если вы хотите развлечений и студенческой жизни, вы получите их более чем: если вы хотите быть в науке, вас за руку будут тянуть в науку, и возможностей море; если вы хотите организоваться как общественник, у вас будут стройотряды, студсоветы, профсоюзы, партии.

А найти себя – это найти свое хобби, найти дело, которое интересно, и найти то, чем интересно будет заниматься. Можно заниматься работой и превратить ее в свое хобби, получать удовольствие и при этом зарабатывать неплохие деньги.

Как вы нашли себя?

Себя я еще не нашел. Я в поиске. На сегодняшний день я занимаюсь тем, что мне интересно. Занимался спортом: боевыми искусствами, пауэрлифтингом, работал тренером. Пытался найти себя в партии, но мне это не понравилось, ушел оттуда. Сейчас я педагог, юрист. Работаю в Совете работающей молодежи при Архангельской межрегиональной организации профессионального союза работников народного образования и науки РФ, в прошлом был его главой, участвую в проектах, занимаюсь правозащитной деятельностью молодежи. Только что буквально защитили студентов, отстояли их права в вопросе стипендий, и пока что мне это нравится. Не знаю, свяжу ли я это со своей жизнью, или это будет очередная ступень поиска, но сегодня мое направление – это общественная работа, гражданско-правовая, воспитательная работа. Сейчас мы создаем некоммерческую организацию вместе с моими товарищами, а также планируем заняться программой по воспитанию школьников, студентов и молодых специалистов.

А кто вас направил на такой путь? На такую активную гражданскую позицию?

Офицеры-воспитатели в «кадетке» [в школе №62 был особый учебный план, который подразумевал интеграцию ВПК "Орден" и учебных занятий – А. Ж.], и так получилось, что мне дважды пришлось сменить школу не по своей воле. И когда мне дали последний шанс, который решил мою судьбу, у меня был выбор: либо я пойду в 10 класс и продолжу обучение в «кадетке», и встану на путь перевоспитания, либо закончу свою жизнь не в самых приятных местах. В итоге я закончил 10-11 классы, получил опыт лидерской работы, поступил в вуз, нашел себя в КВН (там мне не понравилось); потом была партия, профсоюзы, и благодаря им я начал двигаться, знакомиться с активистами, участвовать в проектах; благодаря этому я получил отличное портфолио. После бакалавриата с высоким баллом поступил во все учебные заведения, куда хотел (Санкт-Петербурга, Твери, Тулы и Архангельска), но остался здесь.

А как вы думаете, почему многие люди не могут найти свое «я»?

Буквально сегодня на уроке я рассказывал ребятам, что многих детей во время активного возраста (14-15 лет) заставляют заниматься не тем, чем они хотят сами: родители заставляют выбирать хобби. Это первый момент, когда детям запрещают заниматься их увлечениями, например, творчеством. Второй момент – недостаток активности. Приведу пример со своим первым классом. В прошлом году на одном из первых занятий я разговаривал с ними о гражданской позиции, и дети мне сказали, что им это не нужно: государство должно все делать. Так родился проект по гражданскому воспитанию в школе. Я начал приглашать различных людей в школу, в основном, своих товарищей из различных государственных и общественных организаций: областного собрания, прокуратуры, профсоюза, администрации города и области. Мы ездили на экскурсии, начали реализовывать собственные социальные проекты, устраивали дискуссии. К концу года оказалось, что дети уже ориентированы на вступление в различные общественные объединения и сами хотят улучшать свою жизнь.

Многие из моих выпускников уже состоят в общественных объединениях: профсоюзах и стройотрядах. Людям не хватает наводящей руки. 

И третий вариант – нет собственной инициативы. Лень людям. Или просто неуверенность в своих силах. Например, предлагают детям вступить в молодежный Совет Архангельска, и дети не очень хотят: они боятся, что они всего лишь школьники, их не примут, они опозорятся.

Совпадает ли ваше «реальное Я» с «идеальным Я»?

Нет.

Почему? 

У меня есть любимая шуточная фраза: “Мне 23, а я еще не президент”. Сейчас получаю второе, в следующем году планирую получить третье высшее и являюсь общественно-политическим лидером. Мне всегда всего мало, мне мало любых достижений, если угодно, можно назвать это мотивацией. И это проявляется абсолютно во всем. Все, чего бы я не достиг – этого мало. Если это общественная деятельность – мало. Если политика – мало.

Не умею останавливаться, я всегда иду вперед. Как говорят мои друзья: ты самый худший враг, которого можно придумать – тебе всегда мало. 

Мне мало конфликтов, позитивных эмоций, я всегда хочу большего. Поэтому «идеальное Я» никогда не совпадает с реальностью.

А что если ваша профессия будет неактуальной?

Детей учить надо всегда.

А если это будут делать роботы? 

Роботы? Тогда я их буду чинить. Вообще, я неплохо работаю физически. Успел поработать кузнецом, сварщиком, строителем. Буду этих роботов строить. А если это не нужно, буду учить роботов, как учить детей. А если и это не нужно, то я…закончил музыкальную школу. Буду этим роботам музыку подбирать.

Вы не боитесь, что когда-то будете не нужны обществу?

Я этого боюсь больше всего в этой жизни. Единственное, что я боюсь, – это остаться ненужным. Все остальное вторично. Но профессия – это не так важно: можно помогать не только как сотрудник, как один из рабочих винтиков — можно работать в роли поддержки. Всегда есть тот, кто будет заниматься тем, для чего не хватает времени или желания другим. И я с радостью этим занимаюсь и буду заниматься потом. А на кусок хлеба всегда можно заработать — это я понял еще со старшей школы и студенческих времен.

Автор текста: Анна Жукова

фотографии предоставлены героем интервью