WJJ4yljca3g

Журналистика – профессия, в которой нужен человек

интервью с шеф-редактором ГТРК «Поморье» Ириной Шадриной о журналистике мечты и журналистике реальности

Ирина Шадрина работает в телерадиокомпании «Поморье» с 1993 года. Она уверена, что в журналистике необходимо иметь свое мнение, нельзя работать «с холодным носом» и ещё – нужно всегда видеть свет в конце туннеля.

- Чем сегодня отличается профессия журналиста от того момента,когда Вы только пришли на телевидение?

- Я пришла работать не журналистом, а диктором. Мне тогда нравилась исключительно внешняя, красивая сторона этой профессии. Журналисты снимали сюжеты, а ведущие программ – дикторы – все это правильно читали. Но очень быстро стало понятно, насколько интереснее работать внутри, узнавать новых людей, рассказывать о том, чего ещё никто не видел. Правда, тогда, четверть века назад, с темами и, тем более, креативными идеями было намного сложнее. Говорили исключительно о хорошем, как будто ничего другого вокруг не существовало. С одной стороны, это было здорово, так как искали позитив даже там, где им и не пахло. С другой, очень хотелось рассказать правду, а ещё больше – повлиять на ситуацию.

Сейчас журналист и ведущий – это один и тот же человек, и он имеет право на собственное мнение. Это не звучит так: «Я считаю!», но вдумчивый зритель, читатель, понимает, на чьей ты стороне, потому что, конечно, ты хочешь быть объективным, хочешь рассказать обо всех нюансах конфликта, к примеру.

Но ты или сопереживаешь, или негодуешь – у тебя есть своя позиция. На мой взгляд, журналист без собственного мнения и умения анализировать происходящее и не журналист вовсе.

А вот негативных новостей сейчас стало больше. И наша задача – не напугать или обескуражить зрителей, а показать, что свет в конце туннеля есть и путь к нему понятен.

тренинг на форуме «Команда 29″

- Считаете ли Вы свою профессию актуальной?

- Да. И думаю, это надолго. Хотя во многих сферах умные машины нам уже не просто помогают – они начинают нас вытеснять. По мнению ученых, через несколько лет не будет профессии как таковой: « преподаватель русского языка и литературы», как у меня; «журналист», как у тебя. В дипломе об образовании будет лишь перечень умений и навыков, которыми ты владеешь. И постепенно всё и все станут универсальными. Хотя талант конечно прорастет. Дак вот, мне кажется, что журналист – это одна из тех профессий, которую машина заменить не сможет, потому что в каждый сюжет мы вкладываем свои эмоции: радость, сочувствие, боль; отношение к происходящему; впечатление от людей и т. д., – в общем всё то, что может испытывать только настоящий человек, а не беспристрастная железка. Короче говоря, страшно не хочется, чтобы как у Рея Брэдбери в «451 градус по Фаренгейту».

Журналистика – это ведь не просто фиксация факта – информация, – а фиксация с определенной целью: предотвратить, предупредить, помочь…

Например, сегодня в нашем эфире была информация о том, что необходимо заплатить налоги до определенной даты. Что это значит? Если не заплатить, что будет? Будет штраф, придётся с этим разбираться, сходить не в одну инстанцию. Или когда мы рассказываем о мошенниках. Зачем мы это делаем? Чтобы людей защитить, чтобы знали, каким изощрённым может быть обман. Почему мы рассказываем о заседаниях правительства? Да потому что там принимаются решения, которые важны для жителей региона.

тренинг с начинающими политиками

- На сайте «Вести Поморья» я прочитала информацию о том, что Вы участвовали в конкурсе дикторов. Расскажите, пожалуйста, как Вы к нему готовились.

- О конкурсе мне сказала подруга. Мы работали тогда с ней вместе в школе, она преподавала английский язык, я – русский и литературу. Причем сказала: «Тебе именно туда». В детстве я и правда мечтала быть ведущей, в детстве все мечтают, потом забылось, стерлось из памяти. Но в тот момент я подумала: «А почему бы не попробовать?«. Для участия в конкурсе нужно было выучить отрывок прозы и стихотворение. Я читала Пастернака и Бунина. Как выяснилось позже, приняли меня сразу, хотя было несколько туров и больше 100 претендентов. А приняли наверное потому, что не было цели победить во что бы то ни стало. Я пришла посмотреть и почувствовать, интересно или нет. Это была любовь с первого взгляда.

Впечатлили люди. Необыкновенно талантливые, даже просто слышать их голоса доставляло удовольствие, видеть, как они работают, насколько они захвачены тем, что делают, как они этим живут. В школе всё было не так. Там строгие рамки, здесь полёт идей и раздолье для творчества.

- Были минусы в профессии учителя?

- Мне очень нравилось работать с детьми, хотя разница в возрасте у нас с ними была не больше 10 лет. Но это было не совсем моё. Я не чувствовала, что вправе брать на себя такую ответственность, как воспитание и образование.

с участниками тренинга на форуме «Команда 29″

Профессия журналиста зависит от тебя конкретно, от твоих усилий, желания, любви к людям, таланта, усердия. Зачастую люди не вступают в диалог не потому, что не хотят, а просто не знают как. Их нужно разговорить, найти те самые «кнопочки», на которые нужно нажать, чтобы человек понял, что от него хотят и смог вам довериться.

- Какой Вы представляли себе профессию во время конкурса?

- В тот момент просто красивую картинку. Азы журналистики я осваивала, что называется по ходу дела. Это был своего рода ликбез. Правда, на основе знания литературы, умения формулировать мысли, выделять главное и т. д. Лучше конечно понимать, чего хочешь, ставить цель «на берегу», а не во время заплыва.

- Какой Вы представляли себе профессию в первый год работы?

- Я начинала не журналистом, а диктором. Но вскоре стала появляться новая журналистика, пропущенная через себя. Мне это очень нравилось, хотелось работать именно так.

Например, ведущая федеральных новостей Светлана Сорокина могла позволить себе высказать собственную точку зрения на происходящее  в прямом эфире. Это сначала было «модно», а потом стало естественно. И регионы не отставали от центра. Телевидение стало оживать.

- Какие недостатки профессии Вы можете назвать?

- Когда ты очень часто рассказываешь о бедах, проблемах, чрезвычайных ситуациях, то срабатывает самозащита и чувства притупляются. Перестаёшь ярко реагировать и переживать. И это главная опасность, потому что с холодным сердцем, да даже с холодным носом, ты никому помочь не сможешь да и просто не будешь интересен. К примеру, у нас бывают сюжеты через которые мы собираем деньги – помогаем детям, одиноким старикам, бездомным, брошенным животным. Так вот » срабатывают» эти сюжеты в зависимости от того, как они написаны. Если самого автора «не зацепило», то помочь удаётся с трудом.

Я считаю, если ты не радуешься каждый раз после того, как кому-то помог, если ты не впечатляешься на съёмке, если ты не находишь того, что тебе близко и за что готов, как говорится, «стоять до конца», то грош тебе цена, и журналистика – это не твой путь.

Еще через нас проходит очень много информации, она наслаивается одна на другую, и мы начинаем говорить сложно о простом вместо – просто о сложном. Есть ведь даже правило у журналистов: нужно не бояться выглядеть глупцом, а задавать вопросы до тех пор, пока досконально не разберёшься в теме.

 

на благотворительном вечере марафона «Добрый Архангельск»

- А самый большой плюс профессии?

- Самый большой плюс профессии – это огромное удовольствие, когда получается что-то продвинуть, сделать, кому-то помочь. Моя любимая история про Лявлю. Это было в конце 90-ых. Местные жители ждали нас, как группу спасения. У них не было ни воды, ни тепла, ни бани. Я не знаю, как они жили, но нас встретили пирогами и растрогали до слёз. А через день или через два после того, как сюжет вышел в эфир, позвонили с огромным спасибо за то, что и вода пошла, и батареи потеплели. Вот это самое важное, когда понимаешь, что твоя работа имеет смысл и даёт результат. А бывает так, что очень интересные истории не успевают попасть в новости, потому что проблема решается ещё на этапе звонка из телекомпании.

- Журналистика мечты и журналистика реальности: где грань?

- Во время учёбы в Швеции я побывала в телекомпании города Гётеборга. Так вот там проблема с темами для телевизионных репортажей: ситуация довольно стабильная, в новостях рассказывать практически не о чем. Когда мы пришли, на студии монтировали репортаж про ловлю раков. Я говорю: «Вот бы нам так!». Про красоты, людей интересных, про благотворительность …а ещё устраивать флешмобы, организовывать интересные акции и шоу, которые имеют смысл. Даже «Лучше всех» на Первом канале можно сделать нужным проектом. Только для этого необходимо, чтобы участники понимали, зачем они демонстрируют свои таланты. К примеру, чтобы помочь сверстникам, у которых нет возможности приехать на такой конкурс, купить музыкальный инструмент,…вариантов много, – главное, чтобы каждый знал, что он кому-то нужен и конкретно от него много, что зависит.

- Что бы Вы хотели пожелать будущим журналистам?

- Журналист должен понимать, ради чего он идёт в профессию. Для меня цель ясна – помогать людям, делать мир лучше, причем это не зависит от того, снимаю я сюжет или редактирую новости. Информация, какой бы она не была – позитивной или негативной – прежде всего должна быть достоверной.

В журналистике нет лишней работы. Не надо бояться переделать, не имеет смысла четко ограничивать временные рамки. Не стоит ждать похвалы, тем более от коллег, и быстрого результата.

Журналистика – это планомерная работа, к одной и той же теме мы возвращаемся многократно. Каждый год рассказываем об одних и тех же акциях. Нужно очень любить не только людей, но и мир, и жизнь вокруг, замечать даже самое незначительное, новое, ловить это новое и обязательно всё пропускать через себя.

Юлия Копылова

фотографии предоставлены Ириной Шадриной