640Ke4Te2vY

Журналистика сейчас построена на том, чтобы выжить

интервью с корреспондентом радио ВГТРК «Поморье» Дарьей Биденко

О консервативности, коммерциализации и веру в журналистику рассказала нам выпускница кафедры журналистики САФУ имени М. В. Ломоносова Дарья Биденко, которая работает на радио с 2014 года.

Насколько изменилась профессия журналиста с того момента, когда Вы пришли работать?

Нисколько не изменилась. Профессия она и остается профессией. Журналист как был три года назад, когда я пришла на работу, так он и остался журналистом. Просто вносятся какие-то коррективы непосредственно в редакции. Я на радио работаю, поэтому про радио и буду говорить. У нас убрали утренние эфиры, изменилась сетка вещания, поэтому мы немножко переквалифицировались:

и из радийных журналистов постепенно превращаемся в универсалов, тех людей, которые умеют работать и на радио, и на телевидении, постигая новые аспекты деятельности.

То есть, сейчас требуется журналист, который умеет и писать, и фотографировать, и снимать, и монтировать все сам. Это требование настоящего времени определенные изменения и вносит в работу.

Насколько актуальной Вы считаете свою профессию?

Это очень интересный вопрос. Она должна быть актуальной, потому что цель журналиста — доносить до общества актуальные сведения. Но я считаю, что она не актуальна, потому что сейчас появляются такие тенденции: дескать, роботы пишут статьи, дескать, журналисты продажные, они рассказывают о правительственных учреждениях. По крайней мере, на радио, где я работаю, свободы информационной у нас мало. Но одновременно идёт обратный процесс:

я, например, выбила себе вечернюю прайм-таймовую программу с музыкальными группами, очень долго мы к этому шли с нашими звукорежиссерами и это то, что мне действительно нравится делать.

Мы в такие жесткие рамки поставлены, потому что нужно зарабатывать деньги и продолжать свое существование. Журналистика сейчас построена на том, чтобы выжить, по крайней мере для нашего радио это актуально. И, к сожалению, я не считаю, что приношу какую-то пользу обществу, от меня никакой практической какой-то пользы нет, я была бы актуальна, если бы работала ближе к людям. Например, врачом. Или учителем. А журналист таких социальных функций сейчас не выполняет.

Какой Вы представляли себе профессию журналиста, когда учились?

Я представляла ее естественно радужной. Нам всегда говорили, что журналистика — это «четвертая власть». Я думала, что буду решать социальные вопросы, ездить к жильцам дома, у которых проблемы. Приехала, написала материал и все сразу же изменилось. Сейчас, естественно, такого нет. Когда я пришла работать на радио, то поняла, что тружусь тут целыми днями, никакого отдыха полноценного у меня нет, потому что у журналистов крайне динамичное расписание, выходные редки, поэтому я, если честно, немного разочаровалась, но, с другой стороны — если найти себе правильное место в издании, которое не зависит от дотаций государственной власти, и писать на темы, которые тебе реально интересны, например, то, что я делаю с музыкальными группами, то можно получать от этого удовольствие и понимать, что журналистика — это то, о чем ты мечтал.

Еще постоянно сталкиваешься с людьми, с которыми ты общаешься по работе, и большинство из них думают, что журналисты постоянно ошибаются, никогда не проверяют информацию. И, наверное, тому есть причина: журналистика не очень прибыльная профессия, целыми днями нужно бегать и писать материалы, постоянно крутиться как белка в колесе. Очень большой поток информации через тебя проходит, и ты не всегда успеваешь что-то проверять, и у людей-то к тебе предвзятое отношение постоянно. Влияет их негативный опыт общения с другими журналистами — моими коллегами. По крайней мере, я с этим порой сталкиваюсь в своей работе. Было время, когда разочарование в профессии было сильным, но потом я села, обмозговала ситуацию и поняла, что все зависит только от меня самой. И в принципе в любой профессии можно найти свои плюсы.

Какой самый большой минус профессии?

Самый большой минус профессии в том, что ты никак не можешь распланировать свое время. События совершаются в разное время: и  утром, и днем, и вечером, и ночью. Тебя отправляют на съемку и ты не можешь согласовывать.

Я вот, например, не могу записаться к парикмахеру, потому что я не знаю, какие планы у меня будут, например, послезавтра. Я не могу рассчитать время общения с друзьями, с моей семьей.

Вот этот вот плавающий график дает о себе знать каждый раз, когда я что-то планирую. На семью и на друзей времени вообще не хватает, потому что очень много работы, ты приходишь домой и тебе нужно еще дописать, смонтировать звук, подготовить отчет о том, сколько мы упомянули партий за целый месяц, это — рутина и невозможно ничего предугадать.

А самый большой плюс профессии?

А самый большой плюс, для меня, как для человека, который любит рок-музыку: я могу общаться с интересными людьми, в частности, с музыкантами. Например, если я хожу на фестиваль “Мост” каждый год, как пресса, у меня есть доступ абсолютно ко всем музыкантам: могу задать им любой вопрос, взять у них комментарий и сфотографироваться.

Я, например, гуляла по набережной с солистом группы “Чайф” Владимиром Шахриным. Это была моя мечта когда-то.

Общение с разными совершенно людьми из разных сфер, и вот самое интересное, когда ты можешь иметь доступ к каким-то, например, закрытым мероприятиям, попадать на самые интересные спектакли бесплатно, интересные концерты. Это даже не профессиональное, а чисто бытовое, корыстное у меня любопытство.

А почему пришло разочарование в профессии, если плюсов больше, чем минусов?

Иногда можно заплатить деньги и сходить на спектакль или интересный концерт, но не вариться в этой каше постоянно: рутины, суеты, когда ты ничего не успеваешь, когда за тобой хвостом висит еще куча дел, новостей, эфиров, которые тебе нужно спланировать, а ты понимаешь, что тебе это вообще не нравится, вообще не твое. Плюсы вроде бы и есть, но они как-то затираются по сравнению с минусами. Хотя, плюсов больше. Я на самом деле садилась и расписывала плюсы и минусы профессии: что мне дает радио, какие минусы у меня в жизни от той деятельности, которую я выполняю каждый день. И вроде я смотрю, что плюсов-то реально больше, но все равно хочется каких-то, может, перемен, я еще пока конкретно не определилась, что я хочу. Хочу ли я остаться в журналистике или идти кондуктором работать, например.

Почему Вы решили поступить на журналиста? Это была детская мечта?

На самом деле, для меня мечта — это то, чего нельзя добиться человеческими усилиями, например, научиться летать или уметь исцелять больных детей с помощью прикосновения. То, что человеческими усилиями достигается, — это цель. Я поставила себе в 11 классе цель — поступить на кафедру журналистики еще тогда ПГУ. Я не мечтала, что я хочу работать журналистом. Я просто посмотрела, какие есть специализации, куда я могу пойти и выбрала журналистику. Я подумала: вот я хочу сюда и больше никуда. Я человек целеустремленный, я просто подала документы на единственное направление, принесла свой красный аттестат, справочки и поступила на бюджет. Отучилась до четвертого курса и поняла: мне кажется, это не мое, все слишком творческое. Я думала, что буду писать и помогать людям, и не соотнесла возможности и силы. Мне интересно работать с бумагами или учить детей, а писать и каждый день думать, какое слово подобрать вот к этому слову — мне неинтересно, мне очень сложно это все дается.

Для меня просто нет журналистики мечты и никогда не было, у меня была журналистика-цель.

На четвертом курсе я поняла, что это не мое, но бросать я не стала, потому что за спиной четыре году обучения было. Я решила, что доучусь, а потом уже буду думать, куда пойду дальше. Я отучилась и пошла работать на радио, мне, на самом деле, все нравилось, мне было очень клево сидеть у микрофона, разговаривать со слушателями, а потом у меня настал период самокопания.

Я думаю, что, может быть, это просто усталость, хочется взять, например, недели три и все спокойно обдумать, посмотреть вакансии, которые у нас тут есть и понять, что «сиди-ка, Даша, здесь и не буржуйствуй».

Что бы Вы пожелали будущим журналистам?

Будущим журналистам желаю объективно посмотреть на профессию, поговорить с практикующими журналистами. А вообще, на практике, нужно понимать, нравится вам это или нет, нравится ли вам писать, где конкретно вам хочется работать: на радио, телевидении или в газете. Посмотреть, поспрашивать журналистов об их заработной плате и подумать, сможете ли вы с такой заработной платой потом своих детей воспитывать, сумеете ли вы содержать свою семью в дальнейшем. А так, в целом, это же все меркантильные мелочи. Если вы чувствуете, что вас к этому тянет, то дерзайте. Успехов вам!

Автор: Юлия Копылова

фотографии предоставлены Дарьей Биденко