IMG_5158

«Никто не расскажет, как надо»

Как журналистика отражается на обычной жизни? Что делать, если тебе угрожают? Какие есть трудности в профессии журналиста? Роботизация журналистики в скором будущем? Любопытные вопросы от студентов направлений философии, социологии и культурологии и ответы Ирины Фокиной, обозревателя архангельской газеты «Бизнес-класс».

 - Профессия журналиста для Вас это – мечта или случайность?

- Ни то, ни другое. Это – работа. Я не мечтала о журналистике, но это было моей целью. Мечта, мне кажется, – это что-то такое, о чем можно мечтать всю жизнь. Если вы хотите быть журналистом – будьте им!

 - Назовите три особенности журналисткой деятельности?

- Я сейчас как будто сдаю экзамен по основам журналистского творчества…объективность, оперативность и…умение быстро принимать решение.

 - Как вообще Вас изменила журналистика?

- Я научилась быстро думать, быстро писать, быстро всё делать… Я стала циничнее и жестче в каких-то моментах. Журналистика расширила мой кругозор, потому что постоянно нужно писать о новых темах и в них разбираться. Но есть и минусы. Устаешь очень, если постоянно работать.

Это очень опасно – когда журналист понимает, что не растерял свои навыки, но просто больше не может писать. Работы всегда много, но нужно всегда эту грань держать, чтобы работа совсем не надоела.

- «Бизнес-класс» — это соперничество или больше сотрудничество?

- Сотрудничество, конечно. Мы друг другу помогаем, у нас нет такого, что кто-то хочет написать лучше, чем ты, или ты хочешь обогнать кого-то. Все наоборот: если коллеге нужна помощь, а у тебя есть лишняя минута свободная, то ты поможешь ему с материалом и за это ничего не попросишь, потому что у вас общая задача – сделать газету.

- Как собраться и написать материал в сжатые сроки за час или меньше?

- У меня нет какого-то конкретного лайфхака. Если редактор даёт конкретную цель: позвони тому-то и срочно в течение получаса у меня должен быть комментарий по вопросу такого-то человека, то просто идёшь, ищешь его номер, звонишь ему и говоришь: «Мне нужно, чтобы вы сейчас ответили», записываешь его комментарий, тут же его расшифровываешь, редактируешь…

Не должно быть такого, когда приходишь на работу, вальяжный и думаешь: «Я 15 минут попью кофе, потом минут 20 посмотрю в окно, ещё 30 минут я подумаю о жизни, а потом, возможно, я соберусь и что-нибудь сделаю».

Нужно всегда быть готовым, даже когда ушёл с работы, что в два, три часа ночи, в шесть утра позвонит редактор и вызовет на работу. Нужно просто принять, что с тобой такое может случиться.

- А как написать в сжатые сроки адекватную новость?

- Тренироваться. Чем больше у человека профессиональных навыков, чем лучше он их освоил, тем быстрее он будет писать. Это как водить машину: когда учишься, ездишь медленно, а когда водил уже года три или лет пять, то ездишь гораздо быстрее. Это опыт.

Не бывает так: хоп, и вы «девочки-молнии». Надо учиться.

- А без каких навыков нельзя?

- Нужно быстро думать, не впадать в панику. В такие моменты всё нужно отодвинуть в голове и забыть, что у тебя есть сроки и просто написать текст. Максимально сосредоточиться. Надо уметь взять себя в руки, чтобы не слышать, что вокруг происходит, даже если ещё пять человек сидит в твоём кабинете и каждый что-то своё говорит. Нужно просто этого не слышать и делать свою работу.

- Какая первая проблема встала перед Вами в начале профессии?

- Написать текст хорошо. Если вы возьмете свой первый и последний тексты, то у вас будет ощущение, что первый текст вы писали в детском саду. Это будет более наивно, слишком просто или, наоборот – слишком много заумных слов. Не знаешь меры, не знаешь, как сделать лучше, пишешь исходя из своих представлений о том, как должен выглядеть текст, а у тебя этих представлений нет, потому что нет ещё опыта.

- А трудно было начинать писать?

- Да, конечно. Вам могут рассказать, как писать не надо, но как надо писать, вам не расскажет никто. Нужно много писать и работать. Мы всегда ленились что-то писать на парах, но советую – не лениться, потому что, если вы напишите что-то на паре, покажете преподавателю, он сможет сразу указать на ошибки, вы потом в реальной практике их не допустите.

- О чём бы вы хотели предупредить тех, кто собирается на профессию журналиста?

- Не идти в профессию журналиста, если не уверены, что хотите этим заниматься.

- Какие трудности встречаются?

- Нужно быть готовыми к тому, что постоянно будут встречаться стрессовые ситуации, которые не можешь предсказать, к которым не можешь заранее подготовиться. Это постоянное общение с разными людьми, которые могут кричать, ругаться, угрожать подать в суд. Многим трудно контактировать с другими людьми, трудно позвонить незнакомому человеку. Если у вас такая проблема, то нужно либо ломать себя, либо не работать по профессии.

Журналистика требует особого склада характера, либо нужно свой характер переделывать под профессию, либо просто не выбирать ее.

- А что вы будете делать, если вам будут угрожать?

- Я недавно проходила учебу по расследовательской журналистике, там как раз был курс, что делать, если вам угрожают или следят за вами. Во-первых, нужно написать заявление в полицию, во-вторых, сообщить редакции, главному редактору, шефу, в-третьих, нужно предупредить родных.

- Что Вам настолько нравится в Вашей профессии, из-за чего Вы не хотели бы из нее уходить?

- Мне больше всего она нравится потому, что каждый день узнаёшь новое, это банально звучит, конечно…В один день едешь на завод, во второй день идёшь к политику, в третий день встречаешься с интересным предпринимателем, в четвёртый день описываешь общественный скандал. Каждый раз новая тема, каждый раз тебе нужно в чём-то новом разбираться, и мне это нравится, потому что я не люблю монотонную работу.

- А как Вы думаете, профессия журналиста будет роботизирована в будущем?

- Она уже роботизирована, потому что большие медиакорпорации используют агрегаторы для написания стандартных новостей, биржевых сводок, например. Роботизированная журналистика – это реальность, но смогут ли роботы писать аналитику, рецензии, репортажи. В них очень важны детали, и их, их значение может заметить только человек.

- Какого вымышленного персонажа среди журналистов Вы бы отметили, который Вам запомнился?

- Есть один фильм – «Афера Стивена Гласса». Классный фильм, посмотрите его. Молодой человек очень хотел быть журналистом, устроился в довольно серьёзный журнал и начал писать крутые репортажи. Но редактор вычислил, что все эти истории журналист придумал. В итоге, его со скандалом уволили, но он стал писателем.

- Сейчас независимая журналистика переходит в блогерство, почему вы делаете выбор именно в пользу журналистики, а не блогерства?

- Мне кажется, блогерство — это высказывание собственного мнения о какой-то проблеме, а я не нуждаюсь в том, чтобы высказывать своё мнение по каждому вопросу. У меня есть ассоциация с блогерством: «Это – я, я сходил, я думаю, я считаю, мне кажется, я там увидел, я там услышал, я я я я». Мне это неинтересно.

Мне больше нравится писать большие тексты, аналитические. Репортажи. Репортаж – это самый крутой жанр. Он самый живой, в нем много энергии, много движения, вариаций построения текста, он хорошо иллюстрируется, он может быть любого размера. Репортаж универсален, его интересно читать, потому что репортаж – это всегда действие, событие, а это – самое интересное.

Светлана Скирденко, Анна Некипелова, Алена Пуканова, Марина Латухина, Настя Овчинникова, Жанна Крюкова, Диана Белова, Алина Пушкина, Даша Койбина, Даша Одерий, Дарья Захарова, Алена Мазина, Любовь Потолова, Полина Чемакина, Ксения Лапина, Лидия Загвоздина