репортаж о возвращении со Всероссийского молодёжного образовательного форума Территория Смыслов
- Архангельск! Ура-а!
- Ты видишь разницу? Неделю назад город был другим.
- Да.
Владимирская область — Москва
Второй раз музыка доносится из дальней части палатки. Кто-то не выключил телефон. Жмурюсь и пытаюсь найти одеяло, которого нет. Толстовка совсем промерзла от холодного утреннего воздуха. Лицо влажное, а веки, кажется, за ночь так сильно зажмурились, что их никогда не получится открыть. Музыка повторяется. Обычно нас будит с утра гимн РФ, но в этот раз его заменяет раздражающий рингтон. Сигнал будильника сработал – я еду домой. Медленно открыв глаза, пытаюсь нащупать и выключить его наконец. На миг охватывает грусть: я не увижу свою команду больше никогда.
- Уже 5.50, — хрипит Вика, ища свой бейдж.
- Ты могла бы не вставать так рано, мы вчера уже попрощались, мой сосед по кровати, — шепчу я, чтобы не разбудить оставшихся ребят.
- Все равно скоро мой рейс. Иди уже, опоздаешь!
- Я буду всех вспоминать, — грусть снова охватывает меня.
- Территория Смыслов навсегда. Какие там еще были хэштеги? #ТСдружба навсегда, #ТСлюбовь навсегда, — обняв шепчет Вика.
- Ладно, я пошла, — запинаясь о чей-то чемодан, иду к «двери» палатки, которая больше похожа на дом. 10 кроватей, стол и ветродуйка – весь инвентарь.
- Пока.
Несколько узлов на выходе не дают мне выбраться. Остается пять минут до отъезда автобуса во Владимир.
- Кто такой умник? Нормально завязать нельзя что ли было?
Развязать так и не получается, а нервы уже сдают. Успокаиваюсь. «Дверь» поддается, и утренний воздух заставляет поежиться снова. Напротив нашей палатки стоит палатка «Единой России», а справа – «Справедливой России». Всего лишь день назад они раздавали футболки, кружки и чай с эмблемами партий. Хороший сувенир с форума для родителей и друзей никогда не повредит.
По мелким камешкам, которыми усыпана дорога сквозь ряды палаток, бегу к своему автобусу. Подошедшие ребята занимают передние места. Молчание повисает в воздухе: мы сонные и едем домой.
Телефон показывает 6:02, а Дина так и не пришла. Нервничаю, смотрю в окно: вдруг все-таки успеет. Вдалеке, между рядами палаток, бежит знакомая фигура и через минуту оказывается на сидении рядом со мной.
- Ну приветик, — убирая солнцезащитные очки с глаз, говорит она.
- Я уже испугалась, что мне одной придется ехать домой, — резко говорю я и отворачиваюсь к окну.
Проходит минут десят, а может, и целый час. Слышно, как Дина болтает с двумя парнями, которые сидят позади нас.
При приезде во Владимир солнце светит ярко. Тепло. Очередь в кассу за билетами не такая большая, как мы думали.
- Вам куда, — спрашивает кассирша с пышной прической из 80-х.
- До Москвы. Можно на 10.00, — посоветовавшись с Диной, отвечаю я.
Парни говорят, что поедут с нами. Из их легкого с Диной общения предполагаю, что они из одной команды. Парня в очках зовут Саша, он в основном и поддерживает разговор, а другой – со сложным именем, которое с первого раза не запомнить.
- Пошлите уже на посадку, — говорит Саша, и мы все берем свои рюкзаки и пытаемся пробиться в переполненном вокзале к выходу.
Садясь на единственные четыре места рядом, мы оказываемся лицом друг к другу. Дина и Саша сидят напротив меня и парня без имени. Думая, что это знакомые Дины, я засыпаю.
- Ну наконец, ты так долго спала, — улыбаясь говорит Саша.
- Мы приехали? — спрашиваю я, и смотрю на время.
- Еще полчаса, — говорит он, и печатает в телефоне сообщение.
Проверив время, мой взгляд падает на сообщение в «Инстаграм». Незнакомый аккаунт отправил фотографию меня спящей на сумках. Возникают чувства тревоги, неловкости и смущения.
«Приезжаем в Москву и сразу уходим от них», «они ненормальные», «не разговаривай с ними»: приходят сообщения на мой телефон от Дины.
Убрав телефон в карман, пододвигаю сумки ближе к себе.
Спустя 20 минут, поезд замедляет ход, и по окрестностям становится понятно, что мы приехали в Москву.
Дина хватает рюкзак с пола и тянет меня за руку. Открывшиеся двери поезда позволяют нам выбраться из него и оставить ребят.
- Бегом, — кричит Дина, и скрывается в толпе приезжих.
Москва – Архангельск
Непостоянная погода в Москве дает нам за несколько часов болтания по улицам насквозь промокнуть и высохнуть и еще раз промокнуть. Серые здания и широкие дороги без пешеходных переходов – Москва. Людей, кроме нас, на улице нет, и непонятно то ли из-за будней, то ли их всегда нет. В метро мы их и находим. Проходя мимо музыкантов, пьяных, цыган, продавцов, попрошаек, никто не останавливается. Прямо у эскалатора стоит молодой человек с салатовым чемоданом и табличкой «я приезжий, меня обокрали, помогите». Выглядит он прилично, в хорошей одежде. Но внутреннее чувство подсказывает, что это не правда.
- Возвращаемся на вокзал, а то не успеем, — командует Дина.
- Давай, я устала.
Впервые оказавшись в московском метро, мы не понимаем карту метрополитена. Стоя минут 10 между колонами, мы наконец решаемся и садимся в приходящий поезд. Начинаем почти молиться, чтобы он оказался правильным. Спустя полчаса мы все-таки добираемся до нужного вокзала.
Наш поезд уже полон, и мы, пробравшись к своим полкам, видим пожилую семейную пару. Дедушка и бабушка на редкость тихие, не разговорчивые. Забравшись на верхние полки мы засыпаем.
- Внук мой вот тоже поступил учиться в Питер, — доносится снизу звук.
- В Питере хорошо.
- Может, в этом году съездим и навестим его.
Запах кофе заставляет вспомнить, что мы на 24-часовой переезд не взяли с собой никакой еды.
- Вставай и иди завтракать, точнее обедать, соня, — говорит мне бабушка, увидев меня.
- Вот, у нас булочки есть, а еще чай или кофе.
- Давай, поешь. А то Дина рассказала, как вы бегали и ничего не успели взять в дорогу.
- Спасибо
Поев, становится лучше, а бабушка и дедушка, попрощавшись выходят в Исакогорке.
- Они такие милые. Я чуть с голоду не умерла, когда проснулась.
Проезжая Северную Двину и глядя на Архангельск, казалось, что ты никуда не уезжал. Полуразваленные здания, гаражи и маленький вокзал предстают первыми в глазах приезжающих. Лестница, чтобы спуститься с перрона, заколочена досками, но самые нетерпеливые идут по траве. Бабушки перелезают через забор и какой-то неведомой силой перетаскивают свой багаж. Машины на стоянке, кажется, здесь уже целый год. Такси не получается вызвать еще полчаса, а приехавший отмечает свое прибытие еще около кинотеатра «Русь». Спустя несколько минут, находим друг друга. В машине играет песня то ли Элджея, то ли Крида, здания и люди мелькают в окне. Привет, Архангельск.
Светлана Симоненко, студентка направления «Социология» САФУ имени М.В. Ломоносова
фото из архива автора