gazeta_3d

Как сделать газету в формате 3D? или Отклики Екатеринбургского форума

21.11.2014

Очевидно, уходящий 2014 год запомнится газетчикам как год обрушения тиражей родных газет и столь же стремительного падения родной валюты.
 
Два этих фактора заставляют тревожно вглядываться в год будущий. Ведь стоит ожидать повышения цен на газетную бумагу, печать, доставку. И всего-всего… А экономика газет строилась, по сути, год назад, потому подписные рубли попадут в кассу изданий изрядно похудевшими. И это на фоне упавших тиражей и рекламных объемов. Что делать?
Вот с этим традиционным вопросом летели и ехали в Екатеринбург редакторы региональных средств массовой информации.
В апреле Татьяна Метелкина, редактор «Нижегородской правды», на форуме в Петербурге поведала президенту страны о бедах, с которыми столкнулись журналисты на местах: о предстоящем резком взлете  подписных цен, обрушении экономики изданий,  о позиции, которую занимают Минкомсвязь и «Почта России».
Ответ от Владимира Путина был получен тут же. Президент поручил этим ведомствам разобраться в ситуации и оказать помощь региональным средствам массовой информации. Надо добавить, что форум организовал и проводил Общероссийский народный фронт. В повестке дня значилось, что в Петербург будут приглашены редакторы «независимых» СМИ. Но поскольку в России они теперь наперечет, то пригласили и «зависимых» — от разного уровня бюджетов.
Надо отдать должное Народному фронту. Он взял под жесткий контроль исполнение указания президента и провел в Москве несколько совещаний-проверок с участием редакторов местных изданий, в частности входящих в ассоциацию АРС-ПРЕСС.
«Зависимых» и в Екатеринбурге оказалось  значительно больше, чем «независимых». Удивляться этому не стоит, поскольку за последние четыре года, после призыва Дмитрия Медведева (в бытность его президентом) «разгосударственнить» СМИ, произошло все с точностью наоборот.
Чиновничество на местах бросилось в срочном порядке создавать «независимые» структуры, которые становились учредителями газет, журналов, радио, телевидения. Ведь тогда у власти появляется реальная возможность влиять на деятельность редакций да к тому же пилить бюджетные деньги. Процесс приватизации прессы в России успешно завершился. По факту для нее отменен «Юрьев день»,  все СМИ, учрежденные «независимыми» акционерами и прочими обществами, изначально сидят на бюджетных деньгах. А поскольку одна из самых главных задач редакторов в такой структуре – не дума об увеличении числа читателей, укреплении доверия к изданию, а выбивание денег из бюджета, то надо служить Главному Читателю – мэру или губернатору. В таких издательских домах сплошь и рядом происходит нарушение Закона о СМИ в части запрета цензуры, вмешательства учредителей в деятельность средства массовой информации, нарушений прав журналиста и редактора. К сожалению, в современной России нет ни одного примера, когда б редактор подал в суд на учредителей, которые суют нос в его дела. Ведь, ежели это произойдет, его тут же лишат финансирования. А у редактора и семья, и коллектив журналистов… Поэтому приходится выполнять указания из Главной редакции. Правда, недавний конфликт в «Эхо Москвы» напомнил великим учредителям, что у редакторов и журналистов есть свои права.
Вряд ли в мире найдется другая страна, в которой столь массово средства массовой информации публично и скрыто управлялись бы чиновничеством. Разве что на просторах СНГ. Поэтому при всей многоцветности и глянцевости бюджетных изданий  они,  по сути, остаются черно-белыми. «Белое» пишем про местную власть и ее достижения, «черное» — про убийства, изнасилования и прочие темные дела.
«Лучший вид газетного бизнеса в России – государственное автономное предприятие», — сказал, выступая на форуме, один из воронежских чиновников, командир местных СМИ. Над этой фразой главред «Комсомолки»  Владимир Сунгоркин потешался на протяжении двух дней. А потом добавил, что никогда таким СМИ не дотянуться до уровня газет, существующих на деньги читателей и преданно служащих только им.
Сунгоркин перечислил успешные издания, назвал фамилии создателей-руководителей  и предложил для таких газет, по образу и подобию продажи отечественной продукции, выделять отдельные полочки с какими-либо слоганами, предположим: «газеты, любимые местными СМИ», «независимые от бюджетных денег» и др.
Конечно, в реалиях все сложнее. Бюджетные издания получают от власти-учредителя небольшую толику денег, а остальные зарабатывают на рекламе и продажах газеты. «Вольные» издания участвуют в конкурсах, заключают договора об информировании и на их основаниях получают деньги от власти. Чиновники помогают «своим» изданиям еще и тем, что понуждают размещать рекламу в «хороших» газетах, а на «нехороших» ставится крест.
Вот такой в России газетный рынок, и власть в нем – активный игрок. По сути и закону средства массовой информации должны быть инструментом гражданского общества, одна из задач которого – наблюдать за тем, по каким правилам играет местная власть, ее представители.
И все же в Екатеринбурге  «независимые» и «зависимые» сидели вместе и не испытывали антагонизма друг к другу. Общие проблемы – массовые потери тиражей, газетных киосков, падение престижа журналистов, наступление Интернета, атака на сайты, как это произошло с «Красноярским рабочим» – все это заставляло вместе искать решения и не делиться на «белых» и «красных».
В последний день никто из выступающих не крикнул: «Эврика!  Выход найден!», но стрелки, указывающие на выход из кризиса, были определены. «Почта России» принимает меры к тому, чтобы значительно увеличить объемы продаж местной прессы, сделать привлекательным процесс подписки, минуя посредников, не допустить массового падения тиражей.
Правительство в будущем году выделяет на поддержку региональных СМИ значительно больше средств, чем планировалось. При Минкомсвязи создан экспертный совет, который возглавила исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская, а вошли в него в основном издатели и главные редакторы, которые на страницах своих газет стремятся показывать жизнь в стиле 3D, то есть объемно, в строгом соответствии с законами России.
Хорошим напутствием стала для участников делового разговора и фраза заместителя министра Минкомсвязи России Алексея Волина. Прозвучала она примерно так: «Редакторы государственных СМИ  нередко, говоря о будущем, произносят фразу: «Как Бог даст». Отвечаю:  Бог в лице государства не собирается содержать вас вечно. Учитесь зарабатывать!»
Вячеслав Белоусов, генеральный директор издательского дома «Северная неделя», член Экспертного совета при Минкомсвязи России